Лекция №2. В основе каждого метода социологического исследования лежит определенное сочетание количественной и качественной методологии

Таблица 1

В основе каждого метода социологического исследования лежит определенное сочетание количественной и качественной методологии. Количественная методология применима к информации, которая может быть формализована, выражена в виде чисел. Преимущество количественных методов – возможность выполнять математические операции над массивом данных: находить центральную тенденцию, среднее значение, складывать и т.д. Недостаток количественных методов – числа сами по себе, без интерпретации, не могут объяснить социальные явления. Качественная методология имеет дело со смысловыми фрагментами информации, из которой логически можно вывести следствия, например, проверить гипотезы. Качественные методы упрощают формулирование выводов по результатам исследования, однако при их некорректном использовании страдает репрезентативность – способность по части объекта судить о его состоянии в целом. Так, фрагмент одного интервью может отражать лишь субъективный взгляд одного человека, а не позицию общественного мнения. В литературе порой присутствует подразделение методов социологических исследований на количественные и качественные. Как правило, наилучший исследовательский эффект дает сочетание методов. Место контент-анализа среди других методов социологии может быть различным:

  • самостоятельные исследования степени остроты социальных проблем, динамики интереса потребителей информации к тем или иным вопросам
  • предварительное, разведочное исследование, позволяющее обозначить наиболее актуальные проблемы, на основе которых затем составляются вопросы анкеты и варианты ответа
  • способ обработки ответов на открытые вопросы анкеты, углубленных интервью, записей фокус-групповых дискуссий.

Научный подход к тексту начинается с абстрагирования от содержания, принятия в расчет лишь формы. Иными словами, на основе исходного текста строится модель, каркас которой затем наполняется множеством характеристик. Моделирование позволяет вернуться к содержанию, но на более продвинутом уровне, когда становятся видны истинные намерения автора текста.

2.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ТЕКСТОВ

Существует целый ряд заблуждений относительно того, что же такое контент-анализ. Очень часто этот термин дословно переводят на русский язык как «анализ содержания» и счита­ют, что все поняли, что это просто содержательный анализ тек­стов, их истолкование. В других случаях контент-анализ пута­ют с реферированием текстов или с поиском информации в текстовых базах данных.

Исторически появление контент-анализа было реакцией на возникшую потребность в создании объективных методов ана­лиза текстов, результаты которых не зависели бы ни от лично­сти исследователя, ни от того, где и когда эти исследования про­водятся. То есть требовалось найти такие методы оценки тек­стов, которые не вызывали бы разногласий между исследовате­лями и были воспроизводимы в любое время и в любом месте.

К математическим оценкам текстов в компьютерном контент-анализе можно предъявить ряд требований. Во-первых, эти оцен­ки должны сами по себе иметь хорошее математическое обосно­вание. Во-вторых, они должны быть просты, понятны и легко интерпретируемы даже людьми, далекими от математики. Лишь в этом случае методы контент-анализа получат широкое распро­странение и применение в гуманитарных исследованиях. В-тре­тьих, они должны иметь удобное наглядное представление не только в виде таблиц чисел, но и в виде графиков и диаграмм. Последнее просто в иной форме выражает требование к удобно­му интерфейсу компьютерных программ, позволяющему отобра­жать данные, как в дискретной, так и в аналоговой форме.

Характеристиками или элементами содержания, по отноше­нию к которым применяется процедура подсчета, могут быть отдельные слова, словосочетания, предложения, абзацы, тексты. При этом сами характеристики никогда не являются самоце­лью. Они интересны лишь в той степени, в какой являются ин­дикаторами происходящего во внеязыковой реальности. В этом заключается существенное отличие контент-анализа от мето­дов квантитативной лингвистики и статистического изучения языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: