Накипе- и шламообразование

Кавитационная эрозия

Охлаждаемые поверхности деталей дизеля наряду с коррозионными повреждениями подвергаются действию кавитационной эрозии.

Степень кавитационных разрушений в дизеле зависит от интенсивности колебаний (амплитуды и частоты) вибрационных поверхностей, конструкции полостей и систем охлаждения, свойств охлаждающей среды и механических свойств материала подверженных кавитации поверхностей.

При эксплуатации системы охлаждения в полостях, где скорость воды невелика и могут образовываться застойные зоны, скапливается шлам, состоящий из твёрдых взвешенных веществ (продуктов коррозии, накипи солей кальция и магния, содержащихся в значительных количествах, в морской воде и попадающих с ней в систему охлаждения). Особенность соединений кальция и магния заключается в том, что в холодной воде они находятся в растворенном состоянии, но уже при 50 0С – 55 0С из раствора начинают выделяться и выпадать в осадок либо откладываться в виде слоя накипи на горячих поверхностях. Содержание этих солей характеризуют жёсткость воды.

7.2.Присадки для обеспечения и поддержания водных режимов ДВС: антикоррозионные масла, нитрит-боратные присадки, хроматные присадки.

Водные режимы систем охлаждения ДВС должны обеспечивать предотвращение кавитационно-коррозионных разрушений втулок и блоков цилиндров и образования накипи, осадков в полостях, охлаждения двигателей, крышек, клапанов и теплообменников. Водные режимы в системах охлаждения ДВС определяются качеством охлаждающей воды, применением присадок и промывкой систем. Для защиты поверхностей втулок и блоков двигателей со стороны охлаждения от кавитационно-коррозионных разрушений применяются специальные присадки (ингибиторы) к охлаждающей воде. Используются хроматно-щелочные, нитрит- боратные, нитратно-щелочные или эмульсионные присадки.

Эффективность применения ингибитора „Экстрол" во многом зависит от тщательности очистки системы охлаждения, качества воды и контроля в процессе эксплуатации. Перед заполнением система охлаждения, включая расширительную цистерну, тщательно очищается от шлама, накипи, окислов железа, при этом химическая очистка предпочтительней. После очистки система охлаждения промывается дистиллятом до значения рН не менее 7,5 и отсутствия механических и масляных примесей в промывочной воде, затем - эмульсией ингибитора „Экстрол". Концентрация ингибитора для промывки должна быть 0,2... 0,3 %, если моющие средства для очистки систем не применялись, и 0,4... 0,5 % в случае использования моющих средств или новой системы охлаждения. Это необходимо для создания защитного слоя ингибитора на чистых металлических поверхностях. Промывку системы охлаждения проводят в течение 1... 2 сут при работающем двигателе (на ходовых или швартовных испытаниях) при температуре эмульсии не ниже 50 °Сили на стоянке при наличии подогревателя воды. После промывки вода должна быть полностью удалена из системы с последующим заполнением ее свежей эмульсией.

При использовании ингибитора „Экстрол" исходное качество охлаждающей воды должно быть достаточно высоким. В наибольшей степени удовлетворяет предъявляемым требованиям дистиллят, вырабатываемый современными опреснительными установками. Типичные показатели дистиллята: содержание хлоридов до 15 мг/л (предельное 50 мг/л) и общая жесткость 0,15 мг-экв/л (предельная 0,5 мг-экв/л).

Расчетное количество ингибитора вводится в систему охлаждения в виде концентрированного раствора: 1 л на 4... 5 л воды с температурой40…500С. Раствор тщательно перемешивается с целью достижения однородной эмульсии светло-коричневого цвета. Ввод эмульсии в систему рекомендуется через специальный бачок, устанавливаемый на всасывающей стороне циркуляционного насоса, или через трубку вакуумметра. Раствор можно вводить в расширительную цистерну. При этом система должна быть заполнена до рабочего объема. Для тщательного перемешивания эмульсии необходимо на 1 ч включить циркуляционный насос или на 30 мин запустить двигатель в работу. Рабочая концентрация ингибитора „Экстрол" в охлаждающей воде должна составлять 0,3... 0,1 %. При уменьшении концентрации ниже 0,1 % вводится дополнительное количество ингибитора до рабочей концентрации 0,2 %:

А=(0,2-К)V/100, (7.2.1)

где А - количество добавляемого ингибитора, л; К -- концентрация ингибитора в системе, %; V - вместимость системы охлаждения, л.

Концентрация ингибитора в системе охлаждения контролируется не реже 1 раза в 5 дней методом сравнения с эталонами. Эталоны готовят и выдают на суда теплохимические лаборатории, обслуживающие судовладельцев. Помимо этого, ежедневно через смотровые стекла производится визуальная оценка эмульсии, которая должна быть однородной без видимых следов расслоения. Общая жесткость и содержание хлоридов в охлаждающей воде определяются не реже 1 раза в 10... 15 дней.

Показатели охлаждающей воды определяются с помощью лабораторииСКЛАВ-1. Предельными показателями, требующими замены охлаждающей воды, являются: общая жесткость - более 2,0 мг-экв/л; содержаниехлоридов по хлор-иону - более 200 мг/л. Для ряда двигателей предельныепоказатели могут быть более жесткими. Конкретные показатели устанавливаются теплотехнической службой судовладельца и вносятся в „Журналконтроля качества воды циркуляционной системы охлаждения двигателей".

Ингибитор „Экстрол" допускается к применению в системах охлаждения двигателей, заводами-изготовителями которых рекомендованыэмульсионные присадки к охлаждающей воде. Ингибитор „Экстрол"относится к малотоксичным соединениям, оказывает умеренное раздражающее действие на кожу и слабое на слизистую оболочку глаза. Припопадании ингибитора на кожу следует промыть ее горячей водой с мылом (при частом попадании может вызвать раздражение).

Нитрит-боратные присадки проявляют ингибирующие свойства принизких дозировках составляющих компонентов, не образуют шлама,позволяют создать безнакипный режим, обеспечивают защитную реакцию среды и стабильное значение водородного показателя рН.

В состав отечественной нитрит-тетраборатной присадки входят: тетраборат натрия (бура техническая) по ГОСТ 8429-77, дозируется из расчета 1... 2 кг на 1 т воды; нитрит натрия (технический) по ГОСТ 19906-74, дозируется из расчета 1... 2,5 кг на 1 т воды.

Нитратно-щелочные присадки бывают двух- и четырехкомпонентные.

Двухкомпонентные присадки применяются для защиты от коррозии систем охлаждения из черных металлов путем поддержания рН на уровне 9... 10 и введения в охлаждающую воду силиката натрия (300... 600 мг/л)и нитрита натрия (1000... 1500 мг/л). В дизелях с охлаждаемыми поверхностями из алюминиевых сплавов и свинцово-оловянистого припоя рекомендуется четырехкомпонентная присадка, состоящая из нитрита натрия (1000... 1200 мг/л), силиката натрия (450... 600мг/л), буры или тетраборнокислого натрия (800... 1000 мг/л) и ингибитора коррозии цветных сплавов бензотриазола (200... 300 мг/л), при поддержании рНв воде в пределах 8,5...9,5.

Получила распространение присадка на основе нитрита натрия (сухого или 28 %-ного водного раствора) и одного из щелочных препаратов (тринатрийфосфата, противонакипина МФ, кальцинированной или каустической соды) при поддержании рН в пределах 8... 11, при этом щелочное число должнобыть 10…100 мг/л, а содержание хлоридов до 50 мг/л.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: