Роль воображения в творческом процессе

ПРИМЕР: (Реальности Мечты)Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались примером несбыточного фантазерства, как считали некоторые их современники. Большинство их идей воплотилось в действительность, и поэтому их творчество может рассматриваться как вид научного прогнозирования.

Задание № 2

Задание № 1

С.Л. Рубинштейн Виды ВООБРАЖЕНИЯ

ВООБРАЖЕНИЕ и ЛИЧНОСТЬ

Творческое воображение и Детский возраст

ПРИМЕР: Л Н.Толстой писал о своем детстве «я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился, я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако.».

Представления в детском возрасте играют большую роль:

1. Из-за малого жизненного опыта;

2. Отсутствия знаний;

3. Слабой критичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество.

У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончание неудовлетворенными, утверждая, что актеры играли «непохоже» Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала.

CJI Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение

Образы конкретного воображения (различаются по модальности (виду):

1. Зрительные представления (например, букет из васильков, портрет А.С Пушкина, апельсин и т д.),

2. Слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д),

3. Осязательные представления (укол иглы, прикосновение к снегу, щелчок и тд), обонятельные представления (запах лука, бензина, сена и тд.);

4. Вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.),

5. Двигательные представления (качание на качелях, кружение на месте, взмах руки и тд)

Какой вид образов конкретного воображения представлено в тексте А С Пушкина, при описании им Полтавской битвы?

Шары чугунные повсюду

Меж нами прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, сгон;

И смерть, и ад со всех сторон.

Ответ: Автор использует не только зрительные, но и слуховые образы боя.

Какой вид образов конкретного воображения представлено в тексте М.Шолохова в «Поднятой целине»?

«В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом, проглянувшим из-под мертвой листвы земли».

Ответ: Автор использует обонятельные образы.

Вид Воображения МЕЧТА

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего.

Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может, того, что удовлетворяет самые сокровенные желания.

Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Можно говорить о реальности и нереальности мечты:

1. Реальность мечты. Мечта тождественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения;

2. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная мечта = равна грезам, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения.

ПРИМЕР: (Нереальности Мечты) Совершенно другой вид мечтаний наблюдается у гоголевского Манилова. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары... Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

ПРИМЕР: Любой предмет человеческой деятельности (бумага, авторучка, машина и т.д.) представляет собой определенную мечту многих поколений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено.

Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

ПРИМЕР: Этот процесс можно легко проследить по этапам создания оконного стекла. Как известно, первоначально окон в жилищах людей не было или их заменяли естественные отверстия. По мере развития цивилизации люди, стремясь защитить жилье от холода, стали закрывать это отверстие какими-либо пленками, пропускающими дневной свет (обычно животного происхождения). Однако непрозрачность такого окна причиняла определенные неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробиваемые, прозрачные только с одной стороны и т.д.

Так, осуществление одной мечты порождает новые, давая простор для воображения и творчества.

Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной.

Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах:

1. Изобретательском,

2. Научном,

3. Литературном,

4. Художественном и т.д.

Полет фантазии в творческом процессе:

А) обеспечивается: знаниями,

Б) подкрепляется: способностями,

В) стимулируется: целеустремленностью,

Г) сопровождается эмоциональным тоном.

В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность, обремененную случайными, не существенными деталями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: