Акцентирование
Агглютинации
Приёмы Воображения
Характер Воображения в Творческом процессе
В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.
Агглютинации (в переводе с греческого — «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
ПРИМЕР: образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д.
Леонардо да Винчи:
«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».
|
|
Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе «Война и мир» он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие — у ее сестры Татьяны, «перетолок» и таким образом получил образ Наташи.
Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы:
1. Троллейбус,
2. Аэросани,
3. Танк-амфибия,
4. Гидросамолет,
5. Аккордеон и пр.
Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным.
Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе.
ПРИМЕР: Пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, — иначе было бы неизвестно, кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.
1. Увеличение объекта по сравнению с действительностью (гипербола);
2. Уменьшение объекта (литола).
ПРИМЕР: народные сказки, былины, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов.
ПРИМЕР: Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т д.