ПРИМЕР: На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия.
Узнавание
Экспериментальные данные А. А. Смирнова
П.И. Зинченко
НО!!!!
Одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие — неприятного (в зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или от пессимистического склада их личности).
1. Одним — самолюбивым людям — особенно может запомниться то, что в положительном или отрицательном отношении затрагивает их личность;
2. Другим — то, что так же положительно или отрицательно затрагивает какую-либо иную характерную для них черту.
Исследования П. И. Зинченко* в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.
|
|
показали также, что то, что испытуемые запоминали непроизвольно — в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.
Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении.
Узнать — это опознать: узнавание — акт познания.
Узнавание может происходить в нескольких планах.
Первая ступень узнавания: автоматическое узнавание в действии, проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.
ПРИМЕР: Я прохожу по улице, думая о чем-то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после припомнив, кто этот встретившийся мне человек.
Вторая ступень узнавания: Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово.
В. Вундт выдвигал «мы узнаем вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания».
Третья ступень узнавания:
Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.