Тема № 1: Понятие уголовно-исполнительного права

1. Предмет УИП

2. Метод УИП

3. Принципы УИП

Значение УИП – завершающая отрасль права в сфере борьбы с преступностью. Сначала УП, потом УПП, потом УИП. Это стадия исполнения наказания и применения мер уголовного наказания.

1) УИП определяет эффективность всех мер борьбы с преступностью, это его соц.-пр. назначение.

2) Оно также определяет гарантии соблюдения прав осуждённых. По УИП судят, является ли гос. демократическим или нет. Это определённая политическая функция.

3) Борьба с рецидивной преступностью.

Терминология – «заключенных» у нас нет! Есть осуждённые к лишению свободы и др. видам наказания. Заключённые были в 30-е годы 20 века, т.к. более половины из них не были осуждены по решению суда, а по решениям троек, указаниям НКВД и т.д.

Хотя в межд. доках иногда имеется этот термин. У нас законодатель сознательно отошёл от этого термина.

«Спец контингент» - тоже нельзя! Их в 30-е гг. возили в машинах «Хлеб» и «Молоко», т.к. аресты шли по ночам.

1. Предмет УИП

Это несколько блоков общ. отношений: 3 основных и 2 дополнительных:

1) Связанные с исполнением и отбыванием уг. наказания:

Наказания в УК РФ:

1 – Связанные с изоляцией (лишение свободы на определ. срок, пожизненное лишение, содержание в дисциплинарной воинской части, арест). 80% - за тяжкие и особо тяжкие! Пожизненное – 1700 человек. 2 дисциплинарные воинские части в РФ. Арест – не введён уже 20 лет;

2 – Без изоляции (принудительные работы – отложили на 1 января 2014 года, не построено ни 1 исправительного центра! Исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы – стали отбываться на дому, отказались от исправительных центров. Ограничение по военной службе, запрет занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью – сейчас до 20 лет. Лишение воинского или спец. звания, классного чина или гос. наград – как доп. Штраф – сложно сказать, что он самый мягкий вид наказания, т.к. ввели штрафы кратные сумме взятки, макс – 500 000 млн руб.);

3 – Смертная казнь – приостановлена. Определение КС РФ – даже без ратификации, всё равно, если подписан – нельзя применять.

2) Общ. отношения, связанные с применением иных мер уголовно-правового характера:

1 – Условное осуждение (от 55-65% приговоров!);

2 – ПММХ (лечение невменяемых лиц, лечение от наркомании, от расстройства сексуальных предпочтений);

3 – ПМВВ (для несов. – помещение в образов. учреждения спец. типа и т.д.) не регламентированы в УИК РФ! Сейчас – приказы Минобрнауки.

4 – отсрочка отбывания наказания – беременным ж. и имеющим детей в возрасте до 14 лет + м., воспитывающим до 14 лет, если он 1.

и другие (есть теоритические споры).

3) Общ. отношения, связанные с применением основных средств исправления осуждённых (ст. 9 УИП):

1 – установленный порядок исп. или отбывания наказания;

2 – воспитательная работа с осуждёнными;

3 – общественно полезный труд;

4 – общее образование;

5 – профессиональное обучение;

6 – общественное воздействие.

Только наказание не может достигать тех целей, для которых оно применяется. Небольшой воспитательный эффект. В Средние века – обет молчания, общение только с Богом! Но это породило суициды и сумасшествие!

В РИ – наказание + религиозное обучение.

ЛЕКЦИЯ ПО УИП № 2 (13.09.2013)

Хотят добавить соц. работу с осуждёнными. Развито на Западе.

Воспитательная работа – учить осуждённого жить, пропаганда образа семьи, ЗОЖ и т.д. Помочь восстановить документы, паспорт (Постановление Прав. РФ – выдавать паспорт осуждённому сразу после освобождения), помочь с квартирой. Работа с семьёй осуждённого – нужно работать так же, как и с осуждённым.

Спорный момент – психологическая помощь осуждённым. Бояться злоупотребления клинических психологов, у него очень большое влияние, проблема «гос. зомбирования человека».

Новым законом об образовании введено общее образовательное обучение осуждённых к пожизненному лишению свободы, а также элементы колледжа или техникума. Зачем для пожизненно осуждённых? До этого было просто самообразование. Возможно, это позиция гос., т.е. будут отпускать из мест пожизненного лишения свободы!

Дополнительные элементы предмета УИП:

4) общ. отношения, связанные с оказанием помощи освобождаемым от отбывания наказания – оплачивают проезд до места жительства, одежда, паёк

5) связанные с оказанием содействия со стороны гос. органов, органов МСУ в исправлении осуждённых – попечительские советы при воспитательной (для несов.) колонии, возглавляет, как правило, глава МО или представитель субъекта РФ.

Пробел УИК РФ – слабо урегулированы отношения по иным мер уг.-пр. характера!

В Казахстане ввели уг. отв. для юр. лиц, а значит надо вносить спец. раздел в УИК!

2. Метод УИП

Императивный метод – основной. Особенности для УИП:

1) обеспечивается повышенными санкциями: отказ от работы – в штрафной изолятор до 15 суток, можно в тюрьму до 3 лет!;

2) применяются правовые санкции за те правонарушения, которые в условиях общ. жизни не являются юр. правонарушениями: игра в карты – злостное нарушение режима! Нанесение татуировок – тоже! Ст. 11 УИК – обязаны соблюдать требования санитарии и гигиены – заправлять постель и т.д. Выдаётся зубная паста, щётка, мыло, туалетная бумага. Запрещено иметь домашних животных.

3) сочетание с диспозитивным методом, равенства сторон – в случаях, когда осуждённый реализует свой правовой статус, он имеет не только обязанности, но и права! Он имеет право отказаться от свидания, его не имеют право заставить!

Вывод: УИП – это самостоятельная отрасль права, т.к. имеет свой предмет, метод и кодифицированный акт.

3. Принципы УИП

Это также принципы и законодательства и уг.-пр. политики. Принципы – это основополагающие идеи, они объективны по своему содержанию и субъективны по своему выражению!

Принципы важны для реформ, а они сейчас в УИП идут. Они указывают направление для реформ.

Протекают из конст. принципов и межд.-правовых – есть конвенции.

Принципы – это действующие правовые механизмы, это не «цветочки».

Аналогия закона и аналогия права (применение принципов!).

Ответственность наступает не за принцип, а за норму! Принципы сами мстят, в том числе и государству – отход от принципа законности в 30-е гг. 20 века, а в 50-е гг. на 20 съезде КПСС прикрыли все эти нарушения. А в 90-е гг. подняли все документы и гос. распалось, это одна из причин распада СССР.

Ст. 8 УИК. Общеправовые и специальные.

Общеправовые принципы:

1) Принцип законности – неуклонное соблюдение законодательства персоналом исправительного учреждения, др. д.л. Наказывает осуждённого только начальник исправительного учреждения, кроме выговора – может и начальник отряда. Ни Президент, ни кто иной. На осуждённых не распространяется этот принцип!!!

2) Принцип демократизма – проявляется в существовании контроля общ. за исполнением наказаний. Но не те, кто в иправ. учреждениях. + Самодеятельность самих осуждённых! Сейчас – у добровольных пожарных дружин. Осуждённые могут обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами, т.е. это участие в делах гос.

3) Принцип равенства осуждённых перед законом – в К РФ. В УИК – нет прямого указания, но нет и норм, которые ставят в неравное положение осуждённых. В РИ кормили по-разному в зависимости от сословия! Однако, сейчас существуют спец. колонии для лиц, которые работали в ПО, работали на юр. должностях! Но, это не отход от принципа равенства, т.к. там те же самые условия!

Проблема – колонии для женщин – больше льгот!!! Нет женских тюрем! У них больше ассортимент питания, больше можно посылок передавать. Но эти льготы нужны для обеспечения равенства с мужчинами.

4) Принцип гуманизма – человечности, он связан с исправлением, а он в свою очередь с воспитанием осуждённого.

Специальные принципы:

1) Принцип дифференциации и индивидуализации наказания и исправительного воздействия – разделяют осуждённых на отдельные группы, у каждой свой режим. Индивидуализация – отдельный подход к индивиду, а не к группе. Например, предоставление в качестве поощрения свидания осуждённому, у которого нет родственников. Сепарация осуждённых – термин министра юстиции, это означает дифференциацию осуждённых.

2) Принцип рационального применения мер исправления и мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения осуждённых – упор на позитивность, принцип педагогики.

3) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием – соединяются только те наказания, которые имеют протяжённость во времени!!! Лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части.

ЛЕКЦИЯ ПО УИП № 3 (20.09.2013)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: