Одним словом, они легки в общении. Уровень общительности у них настолько высок, что иногда они заводят с персоналом неформальную беседу. В этих случаях официант должен тактично перевести разговор на деловую основу. Если же и это не поможет, то лучше извиниться и сказать, что в данный момент он занят, и отойти от гостей. Через некоторое время он может вновь подойти к столику, чтобы принять заказ. Именно в такой форме, оставаясь в служебных рамках, не обижая посетителя невниманием или безразличием, можно избежать излишне тесного контакта с ним.
Посетителей с неустойчивой нервной системой можно отличить по походке, которой они входят в зал. Они не всегда отвечают на приветствия официанта, но не следует считать это бесцеремонностью и делать преждевременные выводы.
Недоверчивых потребителей характеризуют иронические усмешки, критические замечания, они всячески выражают свое отношение к качеству блюд, сомневаются в том, что повара правильно отпускают порции, и т.д. Совершенно очевидно, что таким посетителям бесполезно давать советы, возражать, потому что это может стать поводом к еще большему недоверию с их стороны. Лучше всего, если официант четко и аккуратно выполнит свои функции при обслуживании и тем самым продемонстрирует свое благожелательное отношение к ним, а заодно и высокий профессионализм. Как бы ни были различны характеры и вкусы гостей ресторана или кафе, всех их объединяет одно стремление - в возможно короткое время получить заказ, при условии, что официант тактичен, лаконичен и вежлив. Избежать недоразумений при обслуживании посетителя с "трудным" характером помогут следующие правила:
|
|
-предоставить ему возможность самому выбрать место и блюда;
-приняв заказ, сразу же выполнять его;
-выполнять заказ быстро и без суеты;
-диалог с потребителем свести только к ответам на задаваемые вопросы;
-объяснения особенностей тех или иных блюд давать по возможности короткие, избегая профессиональных слов и выражений; разговаривая с таким потребителем, придерживаться принципа "уважать собеседника, сохраняя при этом свое достоинство".
Вопросы для самоконтроля:
1. Как связаны между собой общение и деятельность?
2. В чем проявляется специфика профессионального общения на предприятиях общественного питания?
3. Назовите фазы общения.
4. Какие правила общения обслуживающего персонала на предприятиях общественного питания вы знаете?
5. Какими профессиональными качествами, проявляющимися в профессиональном общении, должен обладать обслуживающий персонал предприятий общественного питания?
6. В чем проявляется индивидуальный подход обслуживающего персонала предприятий общественного питания к потребителям?