Этап 1.1 – до атомистики Демокрита

Так как все объясняется строением тел в природе, в том числе и жизнь человека, то философы этого направления пытались изучать строение тел. Особенно детально пытались выявить первовещество, из которого строятся все тела.

I. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – обычно первое, что мы узнаем о профессиональной философии. Город Милет – крупный политический и экономический центр Греции в Ионии.

А) Первый из них – Фалес, один из семи мудрецов: конец 7 – начало 6 вв. до н.э.

Его особое высказывание (каждому из 7 мудрецов приписывают свое особое высказывание), по Расселу, это «вода есть наилучшее». Фалес был более ученым, чем философом, интересовался практическим воплощением знаний, но также раасуждал о строении мироздания. Также был купцом, но использовал торговые поездки для научных исследований. Также был гидроинженером, изобретателем астрономических приборов.

Особенно прославился в Греции после того, как первым удачно предсказал солнечное затмение в 585 году до н. э. (использовал известные ему знания Египта и Финикии, восходящие к вавилонской науке, особенно он хорошо изучил египетскую геометрию и использовал в ориентации кораблей на море). По Фалесу, вода – это первовещество, которое влажное и все рождается уже из него. Земля тоже держится на воде и окружена со всех сторон океаном (она как доска плавает по океану). Вместе с тем, эта «вода» не мертвая, поэтому оживлена и вся материя, которая из этой воды рождается. Вообще мир полон богов и все одушевлено (Фалес опирался для доказательства одушевленности всего на свойства магнита и янтаря, способных приводить тела в движение). О Фалесе есть много легенд, но одна особенно интересна – он отстоял свое убеждение в большей практичности философа по сравнению с другими профессионалами. Ее упоминает Аристотель в своей «Политике». Фалеса попрекали бедностью – мол, что такое философия, если никакой выгоды не приносит. В один сезон, вычислив на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы Фалес на совсем небольшие деньги заключил контракт с владельцами всех маслобоен в Милете и на Хиосе, так как никто с ним не конкурировал. Когда созрел урожай на оливки, начался внезапный спрос на маслобойни одновременно с многих сторон. Тогда Фалес стал отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за те цены, которые сам желал. Получив сверхприбыли, Фалес доказал этим, что философу при желании разбогатеть нетрудно, только ему это неинтересно.

Б) Второй философ Милета – Анаксимандер гораздо более интересен, чем Фалес (Рассел). Почти ровесник Фалеса. Утверждал, что:

- все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не вода и не какая-либо другая известная субстанция, вообще это не какое-то отдельное вещество. Это – первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам: оно неопределенно, не имеет границ, а потому «беспредельное» (АПЕЙРОН);

- апейрон вечен, вневременен, бесконечен, «объемлет все миры» (считал, что наш мир один из многих). Из апейрона рождаются все противоположности мира, он бесконечен во времени и пространстве (поэтому Анаксимандера считают первым, кто пришел к осознанию единства противоположностей бытия);

- апейрон превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. Анаксимандер делает важное замечание: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». То есть в основе – идея справедливости (трудно понять в 21 веке, у нас немного другое понимание справедливости): вода, огонь и земля должны находиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент (понимаемый как бог) вечно стремится расширить свои владения. Однако есть естественный справедливый закон, который постоянно устанавливает равновесие: там, где был, например, огонь, остается пепел, то есть земля. Это справедливо – если огонь слишком расширяется, то его побеждает земля в виде пепла и т.д. Поэтому Анаксимандер утверждал что первовещество не может быть каким-то отдельным известным веществом: если бы один из известных элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Апейрон, таким образом, - это как бы первобалланс конкурирующих стихий, который поэтому нейтрален в этой космической борьбе.

– существует вечное движение, в его ходе образовались миры: миры не сотворены никем, а произошли в результате развития.

– очень любопытен Анаксимандер-ученый: первым составил карту, утверждал, что Земля имеет форму цилиндра.

В) Анаксимен – последний из милетской триады, жил после Анаксимандера, но до 494г., когда Милеет был взят персами.

- главная субстанция – воздух. Воздух постоянно колеблется – «дыхание мира». Человек, вдыхая воздух, вбирает в себя частицу мировой жизни. Душа состоит из воздуха, огонь – это разреженный воздух, сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем при дальнейшем сгущении землей и наконец камнем. То есть идея сгущения вещества;

- Земля подобна круглому столу, диск (потом поддержали в этом атомисты);

- Подобно тому, как душа, будучи воздухом сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир. Кажется, что мир дышит.

Оказал влияние на Пифагора.

II. Гераклит – 540-480 до н. э. (60 лет). Происходил из царского рода Эфесса.

Отказался от почестей правителя мира (от «должности» басилевса – правителя небольшого поселения), передал трон младшему брату и какое0то время был верховным жрецом. Позднее Гераклит сложил с себя все обязанности – и светские, и духовные. Жил одиноко и бедно.

Вошел в историю как яркий пример пессимистического мировоззрения. Его называли плачущим философом, потому что он скорбел, видя несовершенства человека.

Именно это несовершенство заставляет его искать совершенства в философских занятиях. Хотя Гераклит доходит до понимания необходимости (Нике) и сущности (Логоса), но он признает свою неспособность к формулированию универсального духовного закона: как преодолеть Нике, чтобы превзойти трагичность окружающего мира.

Не был ничьим учеником, по его словам, «выпытал себя самого и узнал все от себя самого».

Под конец жизни стал отшельником, жил высоко в горах и питался травами и растениями. Заболев водянкой, он спустился в город и, говоря загадками, спрашивал у врачей, могут ли они «из ливня сделать засуху»? Врачи не поняли, и Гераклит закопался в навозе, надеясь, что тепло от него испарит влагу, накопившуюся в теле. Так, в коровьем навозе, распластанный в течение двух дней, Гераклит умер от водянки под палящим солнцем, придав тем самым своей смерти символический характер – диалектическая двойственность непрекращающейся борьбы стихий – огня и воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: