Учение о познании

- Как гражданин не может игнорировать законы полиса, так и люди, постигающие истину, не вправе игнорировать законы мышления.

- Основной закон познающего мышления у Парменида – это закон, запрещающий противоречие. Поэтому Гераклит и его последователи объявляются «двухголовыми», так как два взаимоисключающихутверждения не могут удержаться в одной голове, если это голова здоровая. Разум демонстрирует свою силу, когда продвигается от внешних фактов к некой внутренней основе – а это и есть Бытие.

- Различает подлинную истину (алетейа), являющуюся продуктом рационального освоения действительности, и мнение (докса), опирающееся на чувственное познание. Согласно Пармениду движение – это субъективная видимость (докса). При этом доказывается превосходство рационального познания над чувственным. Последнее знакомит людей лишь с видимостью вещей, то есть многообразный мир вокруг нас – это МНИМОСТЬ, УСЛОВНОСТЬ (перекликается с майей Упанишад).

Итак, Парменид по сравнению с Гераклитом (который философствовал только умом, а потому скорбел от безвыходности) реализует уже «ПЕРВЫЕ ФУНКЦИИ РАЗУМА – сомнение и разоблачение иллюзий (в данном случае, иллюзии движения).

IV. Протагор (СОФИСТИКА)– 481-411 (70 лет). Типичный представитель течения софистов, которое нельзя считать учением в изначальном смысле, а скорее как идейное течение, возникшее в период упадка философии во время Пелопонесской войны. Все софисты безбожники, их объединяет интерес к политике, социальной деятельности, изучение сути государственных законов. Возникла потребность в учителях, которым за это платят. Поэтому интерес софистов – не в космосе и природе, их интеллектуальная деятельность направляется на риторику, право и пр. способы влияния на большое количество людей, манипулируя ими. «Краеугольные камни» методологии софистов: словесная эквилибристика, нравственный релятивизм, утилитаризм. В первоначальном смысле слово «софист» – это «мастер, знаток». Софистом называл себя скульптор, корабел, гончар. Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто умел ловко строить речи, что-то «правдоподобно» доказывая. Пример софистского ухищрения: софист спрашивает простака – Верно ли, что ты имеешь то, что не потерял?. Тот отвечает: Конечно! – А ты рогов не терял? – Нет! – Значит ты рогат!

Протагор предположительно был учеником Демокрита. В его произведениях типичный релятивизм и агностицизм. Агностицизм – связан с атеизмом, хотя и не в явной форме. Поражал современников публичными философскими диспутами.

Он брал плату за обучение, обучал тому, как слабейший аргумент сделать сильнейшим, доказать все, что угодно с целью утвердить что-то или отвергнуть.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: в ясном выражении и успешном удовлетворении личных желаний и потребностей, а это означало, что каждый эгоистический поступок должен быть оправдан в глазах других людей (эгоизм полезен для общества, например, и т.д.).

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ:

- Именно человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

- Текучая чувствительность, присущая человеку, не отражает ни объективных, ни субъективных устойчивых элементов.

ЭТИКА: Добродетель есть умение достигать поставленных целей.

УЧЕНИЕ О БОГЕ: Трактат «О богах» Протагора – первое светское произведение в истории Европы, за которе автор был подвержен религиозным преследованиям и которое было сожжено в назидание прочим безбожникам. В этом трактате Протагор писал: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни какое они имеют подобие. Многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни».

………………………………………………………………………………………

Этап 1.2 – Атомистика Левкиппа и Демокрита.

………………………………………………………………………………………

Во второй половине 5 века до н.э., наряду с уже известными центрами науки и философии в Древней Греции, появился еще один – на севере страны, во Фракии – город Абдеры. Там одновременно творили ТРИ ЛИЧНОСТИ – Демокрит, Протагор и Гиппократ – доказательство того, что захудалые Абдеры ко второй половине 5 века становятся видным научным ценром. В Абдерах же мыслил учитель и друг Демокрита – Левкипп. Их учение едино и получило название АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.

Демокрит – 460 – 370 гг. до н.э. (90 лет). – то есть почти ровесник Сократа.

Происходил из знатного аристократического семейства. Была огромная жажда познаний и путешествий за знаниями, ради чего Демокрит растратил все наследство своего отца и был осужден по закрну Абдер – лишился права погребения на родине. Однако философ сумел вернуть уважение сограждан, ознакомив их со своими философскими лостижениями и сделав удачное предсказание. Демокрит был долгожителем и есть легенда о том, как он продли свою жизнь на 3 дня, вдыхая запах теплых булок, чтобы не умереть в праздник и не испортить его для своих сограждан. После праздника Демокрит спокойно умер.

Учился у халдейских магов. Посетил Персию, Египет и Вавилон (античеая культура многим обязана Востоку – говорят о египетском, финикийском или персидско м происхождении различных ее элементов) Есть гипотезы о пребывании Демокрита в Индии и Эфиопии по обстоятельству того, что атомистика в Индии (вайшешика) и Греции возникла приблизительно одновременно.

Демокрита называли «СМЕЮЩИМСЯ ФИЛОСОФОМ», так как он искренне смеялся над тем, насколько серьезно люди занимаются совершенно несерьезными вещами.

Атомистическое учение Демокрита – яркий образец ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ. Редукция – способ урощения познания, своеобразной экономии мышления, когда сознание умышленно направляется на ту или иную область. Также Демокрит упростил и познание души, сводя ее к атомам. В Ведах слово «атом» имеет похожий аналог «атма», что означает душа, действительно означает неделимую частицу, но не материи, а духа. Однако любая редукция содержит подвох – неизбежно влечет за собой УСЛОЖНЕНИЕ в чем-то другом. Например, вроде Демокрит очень просто объяснил, из чего происходят все вещи и как это происходит, но ПОЧЕМУ это происходит их такого упрощения объяснить вообще невозможно, что и произошло у Демокрита. Утверждая детерминизм, он в то же время оказывается полностью беспомощным в объяснении причины всех причин и т.д. Это принципиальное отличие Демокрита от вайшешики, где указана Высшая Причина – Ишвара, Бога – движущий принцип всех атомов.

УЧЕНИЕ О БЫТИИ:

- Сущее произошло от АТОМОВ и ПУСТОТЫ;

- атомы неделимы и постоянно движутся. Т.о. устанавливается ПРЕДЕЛ ДЕЛЕНИЯ;

- атомы имеют тяжесть, но она не влияет на качества атомов;

- атомы различны по форме и размерам;

- органическая и психическая жизнь объясняется атомистическими процессами; вещи и миры возникают вследствие соединения и разъединения атомов;

- мышление – также материальный процесс взаимодействия атомов;

- в отличие от элеатов допускал существование пустоты (небытия);

- множество атомов порождают вихри, а затем миры;

- более крупные атомы собираются в середине Космоса и формируют плоскую землю.

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ:

- Детерминизм – отвержение случайности: каждое явление – следствие определенной причины. Но – не фатализм – у человека есть свобода подняться над обстоятельствами жизни.

- Суть философского познания – познание причины

- Ощущение возникает благодаря проникновению в душу исходящих от вещей тончайших копий – «образов» или «идолов», которые попадают на сетчатку глаза.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ:

Душа человека состоит из особых (огненных) атомов. Она не вечна, ибо не может быть вечной хаотическая комбинация материальных частиц.

УЧЕНИЕ О БОГЕ: Вера в богов – от страха, причина всего не боги, а атомы.

ЭТИКА: Высшее благо – это то, что достигается обузданием желаний и умеренным образом жизни.

………………………………………………………………………………………

***************************************************

А теперь пример второго направления, АНТРОПОЦЕНТРИЗМА в ранней греческой философии, который пока еще не вылился в идеализм, сформировавшийся уже только у Платона. В первый, досократовский, период греческой философии (с 7 по 5 века до н.э.) своим антропоцентричным взглядом на природу резко выделялся от остальных философов Пифагор (пример как смотрит на дерево лесоруб, промышленник и поэт, Пифагор не смотрел на природу потребительски, а больше мистически)[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: