Подготовка учителей

Ограничения свободы легатов и фидеикоммиссов.

Легаты (legata) и фидеикомиссы (fideicommissa)

Legatum - завещательный отказ, существовал уже в законах XII таблиц, подчинялся целому ряду формальностей. Легат в завещании без назначения главного наследника (heredis institutio) был недействителен. Легаты нельзя было возложить на наследника ad intestato.

Виды легатов:

1) Legatum per vindicationem устанавливался словами do, lego, что давало право собственности на определенную вещь или сервитут. Защищался иском rei vindicatio.

2) Legatum per damnationem - устанавливался формулой Heres meus Lucio Titio dare damnas esto, то есть возложение на наследника обязанности исполнить отказ. Легатарий защищал свое право с помощью manus iniectio, позднее при помощи actio ex testamento.

3) Legatum sinendi modo - разновидность предыдущего, наследник обязывался не мешать легатария взять легат.

4) Legatum per praeceptionem - природа не ясна, видимо, разновидность виндикационног иска.

Fideicommissa - неформальная просьба наследодателя к наследнику что-либо дать или сделать третьему лицу. Первоначально наследник отвечал за ее выполнение только по fides, но со времен Августа фидеикоммисарий получил право в экстраординарном порядке предъявлять fideicommissi persecutio, впоследствии слилось с actio testamenti.

Фидеикоммиссы обычно в форме письма - clausula codicillaris.

Указ Юстиниана 529 г. сравнял условия исполнения легата и фидеикоммисса.

С помощью универсального фидеикоммисса можно было передать и все наследство, когда наследник сохранял только наименование, а все права и обязанности переходили на фидеикоммисария. На фидеикоммисс была распространена quarta Falcidia.

Lex Furia testamentaria запретил принимать отказы более 1000 ассов, а lex Voconia 169 г.до н.э. запретил легатарию получать больше наследника.

Lex Falcidia 40 г. до н.э. установил, что в любом случае наследник обязан получить не менее 1/4 части наследства, отсюда и название этой нормы “Фальцидиева четверть” (quarta Falcidia).

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.

В связи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы. В целях осуществления всеобщего обязательного обучения были приняты меры к обеспечению школ учителями. Были в школу возвращены учителя, работавшие не по специальности; увеличена нагрузка более квалифицированным учителям; было принято специальное решение о развитии системы заочного педагогического образования, создавались краткосрочные курсы.

Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.

Забота партии и правительства об учителях находила выражение в различных мерах, направленных на их материальное обеспечение. На учителей распространялся тот же порядок снабжения продуктами питания и промышленными товарами, что и на рабочих промышленных предприятии. В освобожденных районах учителя в первую очередь обеспечивались жильем. В 1943 г. было принято правительственное постановление о повышении заработной платы учителям. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 г. свыше 5 тыс. учителей и других работников народного просвещения были награждены орденами и медалями за самоотверженный труд по обучению и воспитанию детей.

Академия педагогических наук. Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Особенно важными становятся проблемы воспитания советского патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли. Особое значение приобретает проблема общественно полезного труда школьников.

Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы. В системе учреждений АПН РСФСР был создан под руководством А. П. Усовой сектор дошкольного воспитания, выросший впоследствии в самостоятельное научное учреждение — Институт дошкольного воспитания (1960 г.).

В первые годы своего существования Академия приступила к проведению ряда актуальных исследований по теории и истории педагогики, дошкольного воспитания, частным методикам, психологии, дефектологии и детской физиологии. Так, в связи с приемом в первые классы детей семи лет (1944) серия исследований была посвящена выяснению психологических и педагогических особенностей обучения и воспитания детей этого возраста. Был составлен новый букварь, опубликованы работы, посвященные обучению русскому языку и математике детей семилетнего возраста, сформулирован ряд рациональных предложений о режиме учебных занятий. Были подготовлены и опубликованы важные академические издания: собрания сочинений К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др.

Суворовские и Нахимовские военные училища. В 1943 году согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации" стали формироваться государственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке (военные училища, специальные ремесленные училища, специальные детские дома и детские приемники-распределители). В постановлении говорилось, что училища создаются "для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов…" Суворовские и Нахимовские военные училища - закрытые военно-учебные заведения для мальчиков создавались по типу кадетских корпусов России XIII-XIX веков. Возрождению кадетских традиций способствовало и то, что в постоянный состав училищ было направлено немало офицеров, которые до октября 1917 года окончили кадетские корпуса или служили в них. Было использовано многое не только из структуры кадетских корпусов, учебных программ (включая обучение воспитанников бальным танцам, правилам офицерского этикета), методики преподавания, но и из многовековых традиций, в том числе – форма одежды. Эти училища, со сроком обучения 7 лет и закрытым пансионом, имели целью подготовить воспитанников к будущей военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.

Наркомату обороны в течение октября и ноября 1943 года предписывалось сформировать девять Суворовских училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Орловское (в Ельце), Калининское и Ставропольское. Тогда же были созданы специальные училища для детей пограничников (в Ташкенте и Кутаиси) и мальчишек из семей моряков: Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские училища. Брали туда в первую очередь сирот. Однако хватало мест и для ребят из полных семей.

Ребята прибывали в училища из разных районов страны. Многие из них производили крайне тяжелое впечатление: были худые, изможденные, в заплатанных брюках и рубашонках, стоптанных ботинках, смотрели испуганно, передвигались медленно, с какой-то осторожностью. Они знали, что такое холод, голод, жестокость врага. На глазах некоторых из них погибли родители, близкие, да и сами они не раз подвергались смертельной опасности. Веселее, увереннее выглядели мальчишки, которые прибывали в училища непосредственно с фронтов. В декабре 1943 года каждому училищу от имени Президиума Верховного Совета СССР торжественно вручалось Красное знамя. Это символ воинской чести, доблести и славы напоминает военнослужащему о его священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу, физзарядка, утренний осмотр, завтрак, занятия. И так до отбоя, все в определенные часы. Основное внимание с самого начала уделялось учебе. Суворовцы изучали те же общеобразовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время – игры на свежем воздухе, занятия спортом, а также дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых суворовцев за предыдущие классы. Шла война, и суворовцы посильным трудом стремились оказать помощь фронту. Первые суворовские училища являлись, по сути, школами-интернатами, в которые на полное содержание и обучение брали детей, родители которых погибли во время войны. Училища стали для них поистине родным домом, а работавшие в них офицеры и преподаватели – родителями.

Высшая школа в период 1941-1945 гг. Накануне Великой Отечественной войны в СССР было 817 вузов. В них обучалось 811,7 тыс. студентов, в том числе на дневных отделениях 558,1 тыс. человек. Ежегодный выпуск специалистов из вузов составлял от 112 до 122 тыс. человек. В 1940 г. вузы страны выпустили 126,1 тыс. специалистов с высшим образованием. В январе 1941 г. в народном хозяйстве СССР было занято 909 тыс. специалистов с высшим образованием.

Приемы в вузы в 1941 г. был сокращен на 41% по сравнению с мирным временем, уменьшилось число вызов. Для стабилизации студенческого контингента проводилась работа по привлечению в вузы девушек. Сроки обучения были сокращены до 3-3,5 лет. Основная масса студентов сочетала учебы с работой.

В феврале 1941 г. XVII Всесоюзной конференцией ВКП(б) задачи высшей школы были конкретизированы. От нее потребовали улучшить работу по подготовке кадров для ускоренного развития социалистической индустрии и прежде всего тех отраслей, от которых зависела оборонная мощь страны. Таким образом, можно сказать, что к началу Великой Отечественной войны советская высшая школа сложилась в качестве достаточно мощной и эффективной системы подготовки кадров для народного хозяйства.

Интенсивное наступление германских войск, временная потеря части советской территории с крупными столичными, промышленными и культурными центрами, прифронтовые условия жизни многих вузовских городов потребовали эвакуации из западных республик и областей сотен высших учебных заведений на восток страны. При этом эвакуировались профессора, преподаватели, студенты, вывозились научное и учебное оборудование, вузовские библиотеки. Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ЦК ВКП(б) и СНК СССР поставили перед высшей школой задачу сохранить вузы и не прекращать подготовку специалистов для фронта и тыла.

27 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление “О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества.” В результате эвакуации удалось в основном сохранить сложившиеся до войны коллективы профессорско-преподавательского состава и студентов, а также, хотя и частично, материальную базу многих университетов и институтов. Всего же за период эвакуации было вывезено полностью или частично 250 высших учебных заведений.

В тяжелой обстановке военного времени Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ) принял меры по укрупнению и укреплению сохранившихся вузов. Так, к декабрю 1941 г. 110 вузов были объединены и 55 высших учебных заведений закрыты ввиду малочисленности студентов. По данным на март 1942 г., в стране насчитывалось 196 временно закрытых и 87 объединенных вузов.

Одним из первых шагов перевода высшей школы на военные рельсы явилось введение ВКВШ новых учебных планов, сокращавших сроки обучения в вузах с 5 до 3,5 лет и с 4 до 3 лет. Однако, учитывая недостатки сокращенных учебных планов, 18 июня 1942 г. СНК СССР постановил перевести вузы страны с начала 1942/43 учебного года на подготовку кадров с высшим образованием по нормативным учебным планам довоенного времени.

5 мая 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений». В соответствии с постановлением в значительной мере был облегчен порядок поступления в вузы, освобождались от призыва в армию студенты выпускных курсов всех вузов. Оно запрещало наркоматам, Совнаркомам союзных и автономных республик и местным Советам отбирать учебные здания, общежития, инвентарь и оборудование вузов, а также мобилизовывать студентов и преподавателей в Красную Армию и на различные работы без разрешения СНК СССР, кроме случаев, разрешенных Указами Президиума Верховного Совета СССР. Предприятиям и учреждениям разрешалось принимать на работу студентов с сокращенным рабочим днем. Постановление способствовало также повышению материального уровня студентов и улучшению условий работы профессорско-преподавательского состава. Правительство устанавливало план приема студентов на 1942/1943 учебный год в количестве 96125 человек. На 1 октября 1942 г. в вузы приняли 109 тыс. человек, т. е. план был перевыполнен на 113,4%. На этом этапе большую роль сыграли мероприятия правительства по освобождению от приемных испытаний лиц, которые окончили средние школы в 1940 и 1941 гг. с отметками “отлично” и “хорошо”.

Осенью 1942 г. был определен новый календарный график учебных занятий в высших учебных заведениях, который действовал без изменений до конца войны. Занятия в институтах начинались 1 октября, зимняя сессия проходила с 1 по 20 февраля, каникулы отменялись, весенняя сессия проводилась с 21 июня по 15 июля, в июле-сентябре студенты выполняли трудовые работы.

Потребности военного времени вызывали необходимость создания государственной организации по ведению лекционной пропаганды. В 1943 г. в составе ВКВШ при СНК СССР было образовано лекционное бюро, а в 1944 г. аналогичные бюро создавались при комитетах и отделах культурно-просветительной работы во всех республиках, краях и областях. На них была возложена организация лекций о международном положении, текущих военно-политических событиях, по историческим, военно-патриотическим и другим вопросам.

2 декабря 1944 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление “О мерах по улучшению работы комсомольских организаций высших учебных заведений”. В нем отмечалась необходимость усилить идейно-политическую работу комсомольских организаций вузов среди студентов, воспитывать молодежь в духе беспредельной преданности Родине, Коммунистической партии, рекомендовалось шире вовлекать студентов в научные кружки, развертывать военно-физкультурную работу.

С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования и к 1945 г. количество вызов и численность студентов приблизилось к довоенному уровню.

Восстановление высших учебных заведений на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории развертывалось на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” от 21 августа 1943 г.

Центральной проблемой в деятельности вузов и техникумов стало повышение требований к качеству подготовки специалистов. Уже в 1942 г. отменялось предоставленное распоряжением СНК РСФСР от 3 ноября 1941 г. директорам вузов, расположенных в прифронтовой полосе, право выдавать дипломы об окончании вузов без защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов.

С 1944 г. вводились конкурсные экзамены, для подготовки к которым при вузах открывались подготовительные отделения и курсы. Отменялось свободное посещение учебных занятий. СНК СССР принял ряд постановлений, повлиявших на строительство советской высшей школы и в послевоенный период. К ним относится постановление “О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования” (декабрь 1943 г.).

Большое значение для сохранения и увеличения студенческих контингентов имели решения ЦК ВКП(б) и СНК СССР об укреплении учебно-материальной базы и о расширении освобождения от призыва в Красную Армию студентов ряда вузов. Так, в постановлении СНК СССР “О размерах и порядке назначения стипендий в высших учебных заведениях и техникумах и об освобождении студентов от призыва в Красную Армию” № 996 от 15 сентября 1943 г. указывалось, что студенты всех курсов 83 вузов страны освобождаются от призыва в Красную Армию.

Во время войны правительство приняло ряд постановлений об освобождении от платы за обучение в вузах различных категорий студентов. К ним относились инвалиды Великой Отечественной войны, иждивенцы рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии, детей офицеров, погибших на фронте, молодежь местных национальностей, которая обучалась в вузах союзных республик, и т.д.

Освобождались от оплаты также лица, возвратившиеся в вузы из Красной Армии после ранения, контузий, увечья или болезни. Позже бесплатное обучение в вузах и техникумах распространялось на детей зачисленных на пенсию лиц высшего и старшего офицерского состава Красной Армии, органов НКВД и НКГБ СССР, детей лиц, награжденных орденами Славы всех трех степеней, детей рядового и младшего начальствующего состава, погибшего на фронтах Отечественной войны, а также детей инвалидов Отечественной войны.

С окончанием Великой Отечественной войны возникла необходимость реформирования школьно-курсовой сети войск НКВД, связанного с входом к мирным условиям функционирования и совершенствованием военно-профессионального образования офицеров войск. В связи с этим и приняты меры организационного характера по передислокации, переформированию и восстановлению вузов. Приказом НКВД от 6 мая 1945 г. в целях подготовки офицеров автобронетанковой, оружейной специальностей и интендантской службы к 1.08.1945 г. было создано московское военное училище войск НКВД с местом дислокации в местечке Померки. В связи с реорганизацией НКВД в МВД директивой УВУЗ № 9 (1946 г.) все вузы НКВД были включены в систему МВД СССР.

Школа в войну оставалась учебно-воспитательным учреждением, решала одну из важнейших задач - всеобуч, максимальный охват учебой всех детей школьного возраста. Часто решение этой задачи требовало настоящего-героизма, огромных усилий. В годы Великой Отечественной войны учителя и система обучения и воспитания с честью выдержала все тяжелейшие испытания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: