Контроль над монополиями

Существует мнение, что монополии используют возможность контролировать рынок для установления высоких цен и извлече­ния максимальной экономической прибыли. Однако в процессе анализа деятельности монополий, особенно дискриминационной монополии, мы убедились, что монополизация приносит широко­му потребителю не только вред, по и явную пользу. Именно поэто­му деятельность монополий до настоящего времени не запрещена.

Одновременно существуют весомые доводы и против монопо­лий. Монопольные цены, значительно превышающие средние за­траты, отсутствие давления со стороны конкурентов способствуют снижению эффективности деятельности монополий по сравнению с конкурирующими фирмами. В связи с этим возникает необходи­мость правительственного контроля за деятельностью монополий.

В большинстве стран приняты законы, целью которых являет­ся поддержание конкуренции и защита потребителя.

Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. по инициативе сенатора Дж. Шермана. В соответствии с этим зако­ном недействительными объявлялись договоры, объединения и со­глашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. К монополии стали относить любую фирму, которая продавала свыше 50% от общего количества товара, проданного в отрасли. Имен­но после принятия закона Шермана последовало принудительное разделение сталелитейной, алюминиевой, табачной промышленностей США. В 1914 г. в США был принят акт-закон Клейтона, запрещавший корпорациям приобретать акции и активы других фирм, если это вело к ослаблению конкуренции.

В Англии созданы специальные институты для изучения моно­полий и определения того, не противоречат ли их действия в конкретных случаях интересам населения. По английским законам ком­пания считается монополией, если она контролирует более 25 % рынка.

Во Франции в 1986 г. вышло постановление о ценовой конку­ренции в промышленности. Интересным моментом данного поста­новления является запрет на установление минимальных цен, ниже которых потребитель не смог бы приобрести продукцию.

В России основным фактором, под воздействием которого ста­ла разрабатываться антимонопольная политика, стало провозгла­шение в 1992 г. стратегии ускоренного движения к рынку. До этого всеохватывающий характер имела государственная монополия, при которой конкуренция исключалась полностью. Поэтому создание российского рынка прежде всего потребовало его демонополиза­ции. В соответствии с принятыми законами в России предусмат­риваются меры, направленные на защиту конкуренции. В специ­ально изданном законе «О конкуренции» признаются незаконными такие действия, как предварительный сговор об искусственном по­вышении, снижении или поддержании цен; соглашения о терри­ториальном делении рынков, установлении квот на производство и реализацию товаров; приобретение фирмой акций предприятий, выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных мо­нополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепро­дуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче тепловой и электрической энер­гии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных термина­лов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В соответствии с названным законом государство контролирует любые сделки по приобретению прав собственности, капиталовложе­ния, продажу или сдачу в аренду основных фондов этих предприятий.

Для усиления ответственности юридических и физических лиц, препятствующих демонополизации рынка, в Уголовном кодексе РФ (УК РФ), принятом в 1996 г., классифицируются как преступления в экономической сфере те действия, которые ведут к монополиза­ции рынка. К числу таковых относят установление предельно вы­соких и предельно низких цен, ограничение доступа на рынок конкурентов и т.п. К преступлениям относят незаконное использова­ние товарного знака, заведомо ложную рекламу, обман потребите­лей (ст.ст. 178, 180, 182, 200 УК РФ).

Формирование структуры российского национального рынка необходимо продолжать. Прежде всего, следует расширять количе­ство субъектов рыночных отношений, развивать частную собствен­ность, в том числе на землю. Без активной поддержки государства мелкое предпринимательство не сможет занять надлежащее место в национальном хозяйстве России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: