Зависимость дохода монополии от спроса и цены за единицу продукции, ден.ед

Объем спроса, ед. Цена за единицу Совокупный доход Предельный доход
       

В первом случае потеря монополии составляет разницу в цене. Рассчитать эти потери просто. Например, при увеличении произ­водства с 5 до 6 единиц монополии пришлось снизить цену с 10 до 8 руб. Потери составили 2 руб. [10 – 8, или (10 х 5) – (8 х 6)].

Вторая добавочная потеря вычисляется следующим образом: рассчитывается изменение цены при изменении объема выпуска, т.е. ΔР: ΔQ = dP: dQ, и умножается на первоначальный объем выпуска продукции. В нашем примере этот вид потерь составит: 5 x 2 = 10 руб. ( Δ Р: Δ Q = -2). В результате общая потеря от сниже­ния цены на всю продукцию при наращивании объема выпуска с 5 до 6 единиц составит: 2 + 10 = 12 руб.

Наличие двойных потерь монополии при снижении цены при­водит к «раздвоению» рыночного спроса на собственно рыночный спрос DD и предельный доход MR. Линия спроса на продукцию фирмы падает по мере роста объема производства: чем больше фир­ма стремится продать, тем ниже она должна устанавливать цену. Предельный доход падает быстрее, поэтому линия предельного до­хода MR расположена ниже линии спроса (рис. 13.2). Ускоренное падение предельного дохода вызвано сокращением его на величи­ну удешевления предыдущих единиц выпуска продукции фирмы (табл. 13.1).

Таким образом, прирост общего дохода TR можно представить в следующем виде:

Отсюда

Или

Поскольку линия спроса DD всегда имеет отрицательный на­клон, то второе слагаемое в правой части равенства всегда меньше нуля. Это означает, что предельный доход MR всегда меньше цены товара, MR < Р.

 
 

В нашем примере максимальная величина совокупного дохода составляет 50 руб. (рис. 13.3) при производстве 5 единиц продук­ции (точка Е). Снижение цены позволяет реализовать больше про­дукции. Совокупный доход (заштрихованная площадь) возрастает и достигает максимума при цене в 10 руб.

Прибыль (π) достигает максимума при условии:

отсюда при оптимальном объеме выпуска MR = МС.

Таким образом, условие равновесия монополиста совпадает с условием равновесия совершенного конкурента. Однако для мо­нополиста цена не равна предельному доходу. Равенство цены и пре­дельного дохода наблюдается только при продаже первой единицы продукции (табл. 13.1). При объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста, MR = МС < Р, т.е. монополист всегда уста­навливает цену, превышающую предельные затраты.

Монополия не имеет линии предложения. Решение монополии об определенном объеме выпуска продукции основано на сопостав­лении предельных издержек МС производства дополнительной продукции с предельным доходом MR от ее продажи. Принятие решения обосновывается известным правилом MR = МС. После установления возможного объема выпуска продукции монополия оп­ределяет цену, по которой она будет предлагать продукцию на рын­ке. Существует единственная цена, по которой избранный монопо­листом объем продукции будет продан. При оптимальном выпуске продукции цена, по которой может быть продан этот выпуск, долж­на превышать средние издержки АС производства единицы товара.

Для построения гипотетической модели монополии, мак­симизирующей прибыль, используем графическую ситуацию (рис. 13.4).

При построении модели монополии исходим из того, что нам известны предельные и средние издержки, которые имеет монопо­лия при производстве установленного объема продукции, а также предельный доход.

Линии предельных издержек и предельного дохода пересекаются в точке Е. Для определения цены проведем вертикальную линию из точки Е до ее пересечения с линией рыночного спроса DD. Точка N определит монопольную цену Рт, по которой покупатели в состоянии приобрести соответствующее количество продукции монополии. Если из точки Е продолжить вертикальную линию вниз до пересечения с горизонталью, то станет известен избранный монополией объем вы­пуска продукции Q1. При данном объеме выпуска цена Рт превышает величину средних издержек АС. Площадь заштрихованного прямо­угольника HPmNK равна экономической (монопольной) прибыли.

По сравнению с рынком совершенной конкуренции монопо­лист предлагает продукцию по более высокой цене т > Рс). Мак­симизируя прибыль, монополия ограничивает объем выпуска продукции. В условиях совершенной конкуренции объем производства в отрасли соответствовал бы уровню точки N1, в которой предель­ные издержки равны цене (МС= Р). Соответственно, потребите­ли смогли бы купить больше продукции по более низким ценам с< Рт). Объем монопольного выпуска (Q1) меньше возможного выпуска в условиях совершенной конкуренции (Q2). На рис. 13.4 общую величину социальных издержек выражает площадь треуголь­ника FNN1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: