История, объект и предмет политологии

Роль политики в жизни общества

Политика взаимосвязана не только с искусством, моралью, идеологией, экономикой, правом, но и со многими другими сферами жизнедеятельности общества. Нет в обществе сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики. Нет проблемы в общественном бытии, которая, в конечном счете, не имела бы политического оттенка. Политика носит всеобъемлющий характер. Политика сочетается с самыми различными сторонами общественной жизни, не только воздействуя на них, но и испытывая вместе с тем и влияние.

Появление на свет новой самостоятельной науки «Политология» обусловлено несколькими факторами. (Слайд 2) Во-первых, возрастанием значения политической сферы жизни общества, а также настоятельной общественной потребностью не в интуитивном понимании, а в научном познании политики. Во-вторых, возникновение политической науки это не только научный процесс, но и значительное культурное достижение. В-третьих, развитие политического знания происходило в процессе разрушения исходной синкретичности философского, научного и эмпирического знания о политике, дифференциации единой политической мысли на ряд специализированных дисциплин. В-четвертых, общим бурным развитием социальных наук и наук о человеке. В-пятых, развернувшимися демократическими процессами нового времени: усложнение политических и социальных структур; новые интеграционные масштабы отношений между государствами; повышение роли СМИ (свобода слова, печати) в политических процессах; возросшая политическая ответственность за судьбы своей страны; более широкое участие в политике масс и т.п.

Термин «политология» образуется из двух греческих слов: «politike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, где политика предстает как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. (Слайд 3)

В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки с участием ведущих политологов Европы и Америки. На этом мероприятии была достигнута договоренность - употреблять термин «политическая наука» в единственном числе, и уточнен предмет политической науки. Кроме того, странам – членам ООН было рекомендовано включить политическую науку в число дисциплин, обязательных для изучения в системе высшего образования. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была образована Международная ассоциация политической науки (МАПН).

Политология как учебная дисциплина обеспечивает:

гражданское образование или обучение гражданственности, т.е. обеспечение обучаемых такими знаниями о политических процессах в обществе, которые позволят им быть компетентными наблюдателями и полноценными участниками политических отношений;

профессиональную подготовку управленческих кадров для государственных учреждений и негосударственных организаций;

подготовку исследователей в сфере политики.

Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. (Слайд 5) Объектом политологии является политика, политическая сфера общества. Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – закономерностей становления, функционирования и изменения политической власти выделяет большое количество проблем, которые сведены в семь модулей.

Центральная проблема, изучаемая политологией,– политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, легитимность, политические институты, проблемы разделения властей и т.д. Т.Парсонс сравнил значение власти в политиче­ской системе общества с той ролью, которую играют деньги в экономической сфере общественной жизни. Власть, несомненно, является главным рычагом и средством функционирования политической системы.

Формой организации политической власти и управления обществом является государство - второй модуль рассматриваемых в политологии проблем. Этот модуль включает, во-первых, вопрос о формах государственного устройства (монархия, республика, федерация, конфедерация, разновидности и модификации этих форм); во-вторых, проблемы политических режимов (демократический, тоталитарный, авторитарный), которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемократические; в-третьих, понятие гражданского общества.

Третий модуль включает изучение проблем политического лидерства и политической элиты, то есть субъектов политической власти. Здесь рассматриваются вопросы о роли личности в политической системе, о мотивациях активности политических лидеров.

Четвертый модуль касается изучения политических партий и движений. В мире нет государства, в котором не существовала хотя бы одна политическая партия связано это с тем, что нет государства, где бы ни шла политическая борьба, то есть борьба за власть. А политические движения и партии принимают в ней самое активное участие.

Пятый модуль раскрывает современные избирательные системы, которые являются мощным средством завоевания политической власти.

Шестой модуль изучает политические процессы, их содержание, структуру и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.

Седьмой модуль касается политической культуры общества, ее формирования и развития. Здесь раскрываются нормы и ценности, посредством которых человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политические ориентиры и политическое поведение в целом.

Таковы главные темы, вопросы и проблемы, изучаемые политологией, конкретизирующие ее предмет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: