Структура, система категорий,
В 1948 г. международный коллоквиум по проблемам политической науки утвердил в качестве структурных компонентов предмета политической науки следующие (Слайд 6):
политическая теория (политическая теория и история идей);
теория публичной (государственной) политики, т.е. политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительный анализ политических институтов);
теория политического участия или давления граждан (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение);
международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).
В то же время необходимо отметить, что еще не все разногласия в отношении структуры политологии решены. Связано это с тем, что каждое общество и государство имеет свои национальные особенности развития политической мысли, социально-экономические, культурные особенности функционирования властных институтов. В связи с этим в различных странах и образовательных учреждениях структура политологии может варьироваться.
Политические исследования осуществляются на самых разных уровнях, каждый из которых связан с решением определенного типа задач. Эмпирический уровень политических исследований решает задачу сбора и систематизации фактов (политическая статистика, история общественных движений и политических партий). Теоретический уровень политической науки связан с конструированием абстрактных моделей и концептов (теории политической системы и развития, концепция политической культуры). Зачастую эти уровни сочетаются в одном исследовании. Например, при анализе результатов выборов на теоретическом уровне изучаются избирательная и партийная системы страны (теория политических институтов), а на эмпирическом – результаты голосования избирателей (социология и статистика).
По целям исследования можно выделить фундаментальный и прикладной уровни.
Фундаментальный уровень политической науки решает задачи познания и лучшего понимания политической жизни (теория власти, политические системы, компаративные исследования, политическая культура, политическая социализация, политическая трансформация). Это уровень теорий, вскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в политике. Он прорисовывает политическую сферу общества в научной картине мира.
Прикладной уровень политической науки решает задачи, связанные с влиянием на текущую политику и ее изменениями (государственное управление, принятие решений, проведение переговоров, партийное строительство, урегулирование конфликтов и др.). Знания этого уровня развиваются в связи с необходимостью решения типовых проблем, обеспечивающих достижение практических целей в текущем политическом процессе. Как правило, прикладной уровень является сферой междисциплинарных исследований.
В целом политология – это открытая система знаний, способная совершенствоваться и перестраиваться по мере возникновения новых исследовательских проблем, определяемых запросами политической практики.
Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности. Категории политологии представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки.
Выделение закономерностей любого явления, их формирование и классификация – подлинная задача науки. Эти закономерности обусловлены развитием и функционированием того объекта, который изучает та или иная наука. Как и любая общественная сфера, политическая система общества развивается на основе своих объективных законов, проявляющихся в политической сфере общества. Не задаваясь целью классификации и раскрытия законов, мы ограничимся только перечислением некоторых из них. В развитии политической системы можно выделить следующие их группы (Слайд 8): возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий; вхождения и участия личности в политической жизни общества; функционирования и развития политического процесса; становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти.
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению предмета науки нередко используется понятие парадигмы. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – это признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логической моделью постановки познавательных проблем, а также ориентиром в поиске их решений. Более кратко парадигму можно определить как исследовательскую перспективу. Смена парадигм означает научную революцию.
Парадигма политологии – это теоретическое знание, определяющее способ объяснения изучаемых политических явлений, выбора объекта политического исследования и объяснения относящихся к нему фактов. Рассмотрим некоторые парадигмы политической науки.
Теологическая парадигма предполагает сверхъестественное толкование политики, видение источника власти в Боге.
Натуралистическая парадигма объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими и психологическими факторами.
Социальная парадигма дает возможность объяснения политики через действие внешних по отношению к ней социальных факторов.
Рационально-критическая парадигма связывает природу политики с ее внутренними причинами и свойствами.
Политология – полипарадигмальная наука. Ни одна теория сегодня не является признанной в качестве единственно верной парадигмы в политологии. Совокупность выработанных политической наукой теорий и является обобщенным выражением ее научности.
Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики. Основные типы методов политологии сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно разделить на следующие группы (Слайд 9):
Первая группа - общелогические методы. Эти методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование и другие подобные методы.
Вторая группа – теоретические методы: институциональный, исторический, системный, антропологический, социологический, структурно-функциональный, бихевиористский и др. (Слайд 10) Рассмотрим некоторые из них. (Слайд 11)
Социологический метод выясняет зависимости политики от общества, степень влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, политики.
Нормативно-ценностный метод выясняет значения политических явлений для общества и личности, дает их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот метод ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой имеет своё назначение и выполняет определённую функцию.
Антропологический метод изучает обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека.
Психологический метод исходит в политических исследованиях из человека как конкретного индивидуума и ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций.
Деятельностный метод даёт динамическую картину политики и рассматривает политику как процесс, имеющий следующие стадии (этапы): определение целей, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление решений; регулирование деятельности; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.
Исторический метод изучает политические явления в их последовательном временном развитии, выявляет связи прошлого, настоящего, будущего.
Сравнительный метод сопоставляет однотипные политические явления. Целью этого метода является выявление их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Системный метод рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующейся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Системный метод в политологии одним из первых применил американский ученый Д.Истон.
Бихевиористский метод (от анг. «бихевиор» - поведение) - исследование политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определённых политических ролей. (Слайд 12) Использование этого метода в политологии опирается на следующие предпосылки: политика как социальное явление носит индивидуальный характер, значит, из анализа индивидуального поведения можно вывести все групповые формы политической деятельности; господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации; индивиды свои психические состояния и эмоции проявляют по-разному в различных политических явлениях и процессах; участвуя в политике, индивиды придают ей личностно-психологический облик, что влияет на эффективность политики.
Таким образом, особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей.