Третья группа методов – частнонаучные

Новизна 2. Незавершенность 3. Объективность 4. Эмпирическая и теоретическая воспроизводимость 5. Согласованность и целостность 6. Внутренняя непротиворечивость и внешняя оправданность 7. Операциональность 8. Общедоступность и универсальность

Важнейшие черты научных знаний

Формы познания окружающего мира

Терминология и пр.

Концепция – определенный способ понимания, основная точка зрения.

Есть несколько определений науки:

Наука - сфера деятельности человека, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.

Наука особая система знаний, включающая в себя методы познания мира и способы мышления (умозаключения, концепции, законы), развивающиеся как по мере развития самой науки, так и всей человеческой цивилизации

Цель науки – благоденствие человечеству (Г. Лейбниц) (1646-1716 г.г.)

Задачи науки – формирование теоретической и методической основ для практической деятельности людей и развития материального производства

(Ф. Бэкон)(1561-1626 г.г.)

Функции науки:

- теоретико-познавательная;

- логическая;

- методологическая;

- практическая;

- мировоззренческая

Обыденное знание Научное знание
– неспециализированная познавательная деятельность человека в процессе его жизнедеятельности, продуктом которой является жизненно-практический опыт – вид познавательной деятельности, включающий постоянно развивающиеся системы знаний, связанные с открытием новых законов и научных теорий
1. Объект рассматривает в совокупности 1. Объект рассматривается на эмпирическом и теоретическом уровнях
2. Для фиксации объектов и их состояний использует средства естественного (разговорного) языка 2. Для фиксации объектов и их состояний разрабатывает комплекс специфических терминов
3. В процессе познания применяет обычные методы: созерцание, умозаключения и выводы 3. В процессе познания использует специальные средства
4. Достоверность полученных знаний устанавливает только опытническо-практической деятельностью (производством) 4. Достоверность полученных знаний устанавливается специфическими средствами проверки на истинность (эксперимент, модели)
5. Не требует особой подготовки 5. Требует особой теоретической, практической, методологической подготовки

Основные способы научного познания

Эмпирическое познание Теоретическое познание
Предмет – реальные объекты мира, процессы, явления, события, происходящие в них Средства – непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом в форме наблюдения или эксперимента Результат – простые причинные и необходимые связи Предмет – идеализированные модели Средства – мысленные эксперименты и логические выводы Результат – сложные существенные и закономерные связи

Методология – это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости в процессе научного исследования

Первая группа методов – всеобщие методы: метафизический и диалектический

Вторая группа методов – общенаучные методы: эмпирические и теоретические


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: