Роль СМИ в формировании и выражении ОМ

СМИ – средство формирования ОМ. Исследование механизмов формирования и выражения общественного мнения СМИ, предполагает постоянный учет специфики каждого средства информации.

Практика деятельности СМИ свидетельствует о том, что коммуникатор (редакция газет, телепередач) тщательно отбирают проблемы, которые должны выносится на обсуждение масс. В то же время ни одна проблема не станет отправной точкой для формирования ОМ, если она не содержит в себе: 1) общественного интереса, 2) актуальности, 3) дискуссионности.

Чтобы мнение газеты стало убеждением читателя надо долговременно на него воздействовать. Это реально, потому что в силу высокого разделения труда и концентрации материального и духовного производства, границы социальной среды какой-либо группы могут находиться далеко за пределами их непосредственного окружения и контакта. СМИ позволяют людям разных сред поддерживать связь с широкой социальной средой.

Однако для формирования ОМ необходима общность социальных чувств, схожий опыт.

Этапы формирования ОМ через СМИ:

1) ознакомление общественности с проблемой

2) пробуждение общественного интереса к ней путем публикации материалов специалистов, содержащих изложение различных точек зрения

3) проведение дискуссий

Информированность – основной этап в формировании ОМ. С первичной информации о каком-то явлении начинается формирование представлений, а затем мнений и суждений.

Осмысление содержания информации (на это тоже можно влиять) формируется ценностный аспект ОМ, т.е. появляется вербальное отношение в форме оценочных суждений, которые можно дифференцировать:

· по характеру (положительные, отрицательные, сбалансированные)

· по интенсивности

· по масштабу актуальности (проблема важна для всех людей, для какой-то социальной группы)

Что бы информация оказала влияние, она должна быть воспринята. Внимание селективно.

Любое (это вопрос) действие направлено на удовлетворение определенных потребностей. Естественно, что человек более внимательно относится к тем элементам окружения, от которых в большей степени зависит удовлетворение наиболее важных потребностей. Постепенно, в процессе приобретения опыта, люди накапливают информацию о наиболее важных элементах среды в форме привычек, установок, правил поведения, стремлений стереотипов. Благодаря им люди быстро находят тот тип поведения, который наиболее соответствует определенной ситуации. Это позволяет экономить энергию.

Привычка позволяет производить значительную часть простых действий, освобождая наше сознание для более сложных задач.

Стереотип уменьшает нагрузку на наше восприятие, так как необходимость воспринимать все окружающее одинаково четко и в деталях ведет к быстрому утомлению.

ПР гештальт психология. Эксперимент с картами.

Установка дает ключ к выбору типа поведения в определенной ситуации. Это – своеобразные фильтры поступающей информации и поэтому влияют на поведение индивида. Они могут изменяться под влиянием окружающей среды.

ПР. если мы относимся к человеку как к «плохому», это руководит нашими действия по отношению к нему. Часто она формируется исходя из норм поведения определенной социальной группы.

Изменение этих форм сложно. Изменения ведут к внутренним конфликтам.

ЭТО ФОРМЫ ИНТЕРИОРИЗОРОВАННОЙ (усвоенной) ИНФОРМАЦИИ.

Установки, стереотипы помогают сортировать информацию.

Всю поступающую информацию, в зависимости от отношения к ней, можно разделить на три категории:

1) информация очень нужная

2) информация, которая может быть пригодится

3) информация, которая не воспринимается и относится к ненужной и даже вредной (механизм ее исключения – отказ от восприятия, искажение, забывание)

Ориентироваться в потоке информации помогают так называемые индексы (специфический шрифт в газете, особый тон или жест лектора)

Фильтры восприятия:

I уровень – установка

II уровень – знание.

Знания тоже могут быть полезными и бесполезными.

Потом убеждения.

Руководство к поведению.

Главное богатство СМИ – новость.

Публика питается новостями. Она получает знание через новость. К индивиду знание приходит через восприятие.

Новости – сугубо светский феномен. Новость – специфическая форма знания. Она существует в настоящем. Это «молния», извещающая о том, что событие произошло. Это знание достигающее индивида в форме коммуникации.

Новость касается чего-то неожиданного и неожиданного. Пусть это будет самое банальное событие, но важны условия, в которых оно произошло.

Существует анекдот. «Собака укусила человека» – это не новость. Но «Человек укусил собаку» – это уже новость.

NB. Не внутренняя важность события делает его достойным стать новостью. Его делает таковым тот факт, что это событие настолько необычайно, что если его опубликовать, то оно возбудит читателя, будет запомнено и повторно.

Типичной реакцией на новость является желание ее пересказать. Это вызывает разговоры, дает начало дискуссии. Дискуссия переключает внимание с новости на поднимаемые ее проблемы. Так как интерпретации события различаются. Столкновение мнений, чувств, вызываемое дискуссией, находит завершение в некоторого рода коллективном мнении – общественном мнении. Именно на интерпретации текущих событий, т.е. новостей, и держится общественное мнение.

В обычных условиях внимание публики неустойчиво и легко переключается.

Правило: Новостное сообщение прочитывается в обратной пропорции к его длине.

Сначала читают короткие сообщения, потом обзорные статьи.

Поэтому новости приходят в виде самостоятельных, небольших сообщений, которые легко понять.

Важная функция – они не столько информируют, сколько ориентируют публику, давая всем и каждому общее представление о том, что происходит.

Новость делает возможным политическое действие.

В конечном счете, опросы позволяют и самой прессе более легитимно выразить ее собственную политическую позицию, которая оказывается как бы ратифицированной народом. Тем не менее, рамки игры остаются достаточно широкими и проявляются как на уровне задаваемых вопросов, так и комментариев, которыми они могут сопровождаться. Фигаро может озаглавить материал по поводу празднования двухсотлетия Революции "Популярность Лафайета растет, а Робеспьера - падает"(23 января 1988 года), или по поводу президентской кампании, что "62% французов не узнают себя в поколении Миттерана" (опрос Софрес, февраль 1988 года); а Журналь де Диманш, что "Воля французов - "хватит": 56% желают перерыва в приватизации" (декабрь 1987 года), что "Французы любят свою армию" (февраль 1988 года) или что "Во Франции не больше расизма, чем где-либо еще" и "было бы меньше безработных, если бы было больше эмигрантов" (февраль 1988 года) и т.п.

Опросы общественного мнения отличаются быстротой их проведения (благодаря этому, например, уже через несколько дней после массовых выступлений студентов сложилось впечатление полной ясности того, "чего они хотели"), а также простотой получаемых ответов (несколько цифр об ответах на несколько вопросов), что позволяет давать простые комментарии. В конечном счете при опросе задаются лишь такие вопросы,/200/ которые ставят СМИ ("Что, по вашему мнению, выражает современное движение протеста?", "Кто из перечисленных персонажей полнее всего отвечает вашим личным чаяниям?" и т.д.). В результате опрос, по логике замкнутого круга, обречен ожидать по большей части весьма искусственные плоды воздействия, оказываемого на предшествующем этапе СМИ на тех, кто их читает или смотрит ("Ближе всех им Рено и Бернар Тапи", "Больше всего они боятся безработицы и терроризма", "Расизм и голод унижают их" и т.п.). В одной известной работе Маркс показал, что одним из первых последствий растущей автономии корпуса профессионалов (юристов, философов и т.д.) стало производство в этих специализированных пространствах такого видения социального мира, которое ограничивается самими этими пространствами. Так, юристы объясняли все в категориях права, а философы сводили всю историю человечества к истории философии. Опросы общественного мнения весьма далеки от того, чтобы повернуть крупные СМИ лицом к действительно социальным проблемам, привнося элементы внешнего мира в это маленькое сообщество журналистов, политиков, политологов, специалистов по коммуникациям и им подобных, где все знают друг друга, наблюдают друг за другом, читают, контролируют и приглашают друг друга. Напротив, эти опросы лишь усиливают так называемый эффект закрытия: реальность становится тем, что в качестве таковой конструирует политико-журналистское поле. То, что СМИ считают необходимым, становится необходимым само по себе для того, чтобы понять то, что определяется теми же СМИ в качестве важнейших проблем современного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: