Крупного производства
Крупные предприятия подвергаются в последние годы сокрушительной критике. Их обвиняют в бюрократизме, негибкости, враждебности к потребителям, монополизме и пр. Однако при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Составляя не более 1-2 % от общего числа фирм США, стран Западной Европы или Японии, они создают до 50% валового национального продукта, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промышленной продукции.
Очевидно, что наряду со слабыми сторонами крупные предприятия, имеют ряд преимуществ.
Количественную сторону спроса можно изобразить на графике.
Рисунок 4.1 – Распределение спроса в зависимости от цены и качества товара
Спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент уровня качества и, соответственно, цены товара (на графике около точки О). Дорогих товаров сверхвысокого качества или дешевых и плохих продуктов Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным (на графике – в интервале от А до B), можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса, что открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов. Появление в отрасли крупных фирм и их переход в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности.
Одной из главных причин этому является экономия на масштабах производства.
Сокращение средних издержек с увеличением размера предприятия обусловлено рядом причин:
1. Технологические причины.
Более производительное оборудование обычно стоит дороже и купить его под силу только крупной фирме? Использовать дорогое оборудование рационально только при выпуске значительного объема товаров или услуг.
2. Выгоды от специализации.
Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализации. В частности, повышается:
ü специализация оборудования;
ü специализация персонала.
3. Выгоды от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты.
Существование экономии на масштабах производства не означает, что предприятия могут увеличиваться до бесконечности. Так, на слишком больших заводах технологические преимущества перерождаются в недостатки. Излишняя специализация и выгоды от совместного производства нескольких товаров показывают свою оборотную сторону, а именно: производство становится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Т.о. при превышении фирмой определенного (оптимального) размера экономия на масштабах производства сменяется дезэкономией. При этом дезэкономия на масштабах производства наступает уже при сравнительно небольших размерах предприятия. Почему же в таком случае гигантские фирмы все же существуют?
Группа «фиксированных издержек» служит фундаментальным источником силы крупных компаний в рамках стандартного производства.
Большинство фиксированных издержек неизменно только в краткосрочном периоде, с течением времени, когда не меняются производственные мощности фиксированные издержки растут, поэтому их следует называть условно-фиксированными. Безусловно-фиксированные издержки не растут вообще даже в долгосрочном периоде. Именно в них и проявляются основные преимущества крупного производителя:
ü затраты на НИОКР.
ü затраты на рекламу
ü затраты на сбытовую сеть.