БАза и граница эффективности крупного производства

Крупного производства

Крупные предприятия подвергаются в последние годы сокру­шительной критике. Их обвиняют в бюрократизме, негибкос­ти, враждебности к потребителям, монополизме и пр. Однако при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Со­ставляя не более 1-2 % от общего числа фирм США, стран Запад­ной Европы или Японии, они создают до 50% валового национального продукта, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промыш­ленной продукции.

Очевидно, что наряду со слабыми сторонами крупные предприятия, имеют ряд преимуществ.

 
 

Количественную сторону спроса можно изобразить на графике.

Рисунок 4.1 – Распределение спроса в зависимости от цены и качества товара

Спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент уровня качества и, соот­ветственно, цены товара (на графике около точки О). Дорогих то­варов сверхвысокого качества или дешевых и плохих продуктов Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным (на графике – в интервале от А до B), можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса, что открывает объектив­ную возможность для организации мас­сового выпуска стандартных продуктов. Появление в отрасли крупных фирм и их переход в олигополистическое состояние обычно сопровожда­ется резким увеличением производительности.

Одной из главных причин этому является экономия на масштабах производства.

Сокращение средних издержек с увеличением размера предпри­ятия обусловлено рядом причин:

1. Технологические причины.

Более производитель­ное оборудование обычно стоит дороже и купить его под силу только крупной фирме? Использовать дорогое оборудование рационально только при выпуске значительно­го объема товаров или услуг.

2. Выгоды от специализации.

Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализа­ции. В частности, повышается:

ü специализация оборудования;

ü специализация персонала.

3. Выгоды от совместного производства нескольких товаров. Час­то побочные продукты, отходы или временно свободное обору­дование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать но­вые продукты.

Существование экономии на масштабах производства не означает, что предприя­тия могут увеличиваться до бесконечнос­ти. Так, на слишком больших заводах технологические преимущества перерождаются в недостатки. Излишняя специализация и выго­ды от совместного производства нескольких товаров показывают свою оборотную сторону, а именно: производство становится не­поворотливым, неспособным быстро реагировать на изменение си­туации на рынке. Т.о. при превышении фирмой определенного (оптималь­ного) размера экономия на масштабах производства сменяется дезэкономией. При этом дезэкономия на масштабах производства наступает уже при сравни­тельно небольших размерах предприятия. Почему же в таком случае гигантские фирмы все же существуют?

Группа «фиксированных издержек» служит фун­даментальным источником силы крупных компаний в рамках стандартного производства.

Большинство фиксированных издержек неизменно только в краткосрочном периоде, с течением времени, когда не меняются производственные мощности фиксированные издержки растут, поэтому их следует называть условно-фиксированными. Безусловно-фиксированные издержки не растут вообще даже в долго­срочном периоде. Именно в них и проявляются основные преимущества крупного производителя:

ü затраты на НИОКР.

ü затраты на рекламу

ü затраты на сбытовую сеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: