Дополнительные материалы: Ключевые термины и их толкование

Заключение

Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

  1. Влияют ли на творческий потенциал человека его субъективные свойства, например, традиции воспитания и образования?
  2. Можно ли сделать научное открытие или техническое изобретение, не будучи ученым или инженером? Или нельзя? Ваши доводы.
  3. Видите ли Вы достоинства и недостатки компьютеризации образования? Если да, то какие?
  4. Информатизация и компьютеризация – идентичные понятия или разные?
  5. Должна ли наука быть нравственной?
  6. Что такое техноэтика?
  7. Какими Вам представляются проблемы современного образования – среднего и высшего?

Заключая курс, мы вправе спросить, а наука ли сама история, в том числе история науки и техники? Если история наука, а вернее научная дисциплина, она должна удовлетворять общепринятым критериям научности. Но история не удовлетворяет многим из них: у нее весьма трудно (если вообще возможно) выявить объективные исторические законы, она не верифицируема, не формализуема, не доказуема, часто противоречива. Может, история – всего лишь летопись движения человечества во времени, своеобразная база данных? Но все летописцы предвзяты, донельзя субъективны – сколько историков, столько историй, даже об одном и том же. Выходит, что история – это скопище мифов, заблуждений, слухов, сплетен, домыслов, дезинформации (в том числе по умолчанию), столь почитаемых "желтой" прессой, сомнительными Интернет-сайтами, блогами и телепередачами.

Даже если историки хотят быть объективными, вряд ли им это удастся. Машина времени, на которой они могли бы съездить в прошлое, дабы быть непредвзятыми свидетелями исторических деяний, пока остается фантастикой. Значит, в целях экономии времени приходится верить авторитетам, поднаторевшим в истории, – эдаким кумирам исторической псевдообъективности.

Для каждого, кто посвятил себя поприщу историка, это занятие – морально тяжелый крест. Ведь историк должен объяснять исторические факты, понимая их. А разве можно понять готовые тексты-ответы, не зная и не понимая забытых историей вопросов, на которые эти ответы были получены? Даже дети и родители часто говорят на разных языках, не понимая друг друга, что уж говорить о целых эпохах, разделяющих много поколений! Так может, не стоит заниматься историей, а лучше разводить гусей, которые якобы спасли Рим, и, значит, могут спасти еще кого-нибудь?

Остается предположить, что история несет не столько интеллектуальный (свойственный науке и технике), сколько духовный заряд, свойственный таким субъективным феноменам человеческой культуры, как искусству (эстетике) и этике. История, предположительно, помогает человечеству в охранении проверенных временем культурных (в частности, научно-технических) традиций и достижений от посягательств изменчивого мира. Любая система мироздания в своем историческом развитии (от зарождения до гибели) должна поддерживать гармоничное отношение между наследственностью (традициями, равновесием) и изменчивостью (новациями, неравновесностью). Гипертрофированный крен в ту или иную сторону чреват преждевременной гибелью системы в конкурентной борьбе за выживание с другими системами. Ведь для каждой системы мир – это не "уютное гнездышко", а враждебная среда обитания.

История науки и техники, по нашему мнению, гуманизирует современную деятельность человечества, приучая каждое поколение к осмотрительному использованию прошлых научно-технических достижений и нынешних новаций. Ведь как ни хвали научно-технический прогресс за массу его достоинств, у него есть один, но существенный недостаток: он иногда взрывается. Иногда – это когда? И где? А когда угодно и где угодно, хоть сейчас и здесь. Караул!!!

"Волков бояться – в лес не ходить". Дерзайте – и вам воздастся!


 
АОС – автоматизированная обучающая система. АСУ – автоматизированная система управления (с участием человека). АСУТП – АСУ технологическими процессами. Атрибутивная информация – информация как устойчивое свойство мира (его атрибут, внутренняя информация). Данные – вид невостребованных сведений, ценность которых неизвестна. Девиантная наука – область познания, "отклоняющаяся" (полностью или частично) от критериев научности, общепринятых в научном сообществе. Дезинформация – востребованные сведения, имеющие отрицательную ценность (вредные сведения). Знание – высшая форма информации (максимально информативные данные, содержащие наиболее ценную информацию). Инновация (в широком смысле) – существенное изменение путём внедрения чего-либо нового (радикальное нововведение). Инновация в научно-техническом прогрессе (в узком смысле) – процесс внедрения новых принципов, новых технических систем и технологий либо результат творческого процесса (новый метод, новая продукция, новая технология). Инновацию отличает от новации акт внедрения, без которого нет пользы (хотя и растет знание). Информатика – научно-технический комплекс теорий и технологий автоматизированный и автоматической обработки информации. Информатизация образования – комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги. Информационная технология – программно-технический комплекс, предназначенный для обработки информации (в широком смысле). Информационное общество – информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации (цивилизационная формация). Информационный шум – востребованные сведения, имеющие нулевую ценность (бесполезные и безвредные сведения). Информация – востребованные сведения, имеющие положительную ценность (информативные, полезные сведения). Искусственный интеллект – интеллект кибернетических систем небиологического происхождения, предназначенный для машинного представления знаний и их использования для машинного же решения творческих задач. Картезианство – учение Декарта о рациональной науке, идея рационализма. Компьютеризация образования – внедрение компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров. Кракер – "взломщик" компьютеров и сетей. Наука – познавательная деятельность людей, основной целью которой является истина, а основным продуктом – знание. Научная деятельность – исследование. Научное открытие – обнаружение закономерностей (законов), которые существовали раньше, но были неизвестны. Научно-техническая революция – качественный скачок в развитии науки и/или техники, приводящий к смене научно-технической парадигмы. Ноосфера – область (зона, ареал, сфера) совместного существования разума человека и биосферы. Парадигма (в широком смысле) – господствующая (признанная большинством некоторого сообщества людей) система представлений (идей, достижений), которая в течение определенного времени даёт сообществу образец (модель, пример) постановки проблем и их решений. Научно-техническая парадигма – парадигма в узком (научно-техническом) смысле, где под сообществом людей подразумевается сообщество учёных и инженеров. САПР – система автоматизированного проектирования. Система – целостная совокупность взаимосвязанных объектов. СУБД – система управления базами данных. Теоретическое знание – изучение мироздания с целью постижения его законов (закономерностей). Техника – совокупность орудий труда (инструментов и машин), предназначенных для повышения эффективности человеческой деятельности. Техническая деятельность – конструирование. Техническое изобретение – создание того, чего раньше не было (не существовало). Технология– целостная совокупность способов (приемов) обработки материалов и изготовления продуктов. Техноэтика – раздел этики, регламентирующий нравственные пределы технического прогресса, в том числе прогресса информационных систем и технологий, а также этические нормы ответных реакций информационной техники при ее взаимодействии с человеком. Функциональная информация – информация в виде команд и данных для реализации функций управления и связи (внешняя информация). Хакер – пользователь, досконально знающий информационные системы и технологии и умеющий использовать их на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: