Введение. Шульгин О. В. Управленческие решения: Курс лекций

СОДЕРЖАНИЕ

Нижневартовск 2008

УДК 338.8

Шульгин О.В. Управленческие решения: курс лекций. Учебное пособие для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» дневной и заочной форм обучения.

Учебное пособие содержит теоретический материал, необходимый для усвоения основных положений дисциплины «Управленческие решения».

Рецензент: к.э.н., доцент ____________________________________Е.В. Касаткина

© Шульгин О.В, 2005 г.

Введение.................................................................................................  
Раздел I.. Теоретические основы разработки управленческих решений  
1. Решения как предмет научного исследования  
1.1. Решения в организациях......................................................  
1.2. Типология управленческих задач.......................................  
1.3. Типология управленческих решений..................................  
2. Характеристики лица, принимающего решения (ЛПР)  
2.1. Основные черты ЛПР...........................................................  
2.2. Система ролей менеджера...................................................  
2.3. Менеджер как ЛПР...............................................................  
2.4. Деятельность менеджера и свобода действий.....................  
3. Условия и факторы принятия эффективных решений  
3.1. Система факторов................................................................  
3.2. Решения и внешняя среда....................................................  
3.3. Характеристики внешней среды..........................................  
3.4. Условия принятия эффективных решений..........................  
3.5. Коридор свободы.................................................................  
3.6. Ограничения свободы выбора............................................  
Раздел II. Разработка управленческих решений в условиях определенности  
1. Основные этапы разработки решений в условиях определенности............................................................................ 51
2. Диагностика ситуации и обоснование целей  
2.1. Диагностика ситуации и выявление проблемы...................  
2.2. Обоснование системы целей................................................  
3. Анализ проблемы  
3.1. Формулировка проблемы....................................................  
3.2. Методы сбора данных.........................................................  
3.3. Анализ и методы интерпретации..........................................  
4. Выработка альтернатив  
4.1. Организация деятельности по выработке альтернатив......  
4.2. Творческий потенциал при выработке альтернатив..........  
4.3. Методы активизации выработки альтернатив....................  
5. Оценка альтернатив  
5.1. Факторы оценки альтернатив..............................................  
5.2. Оценка выполнимости альтернатив....................................  
5.3. Оценка приемлемости альтернатив.....................................  
5.4. Оценка уязвимости альтернатив..........................................  
6. Выбор альтернативы  
6.1. Общая характеристика фазы выбора..................................  
6.2. Формулировка ограничений и критериев..........................  
6.3. Стандарты для сравнения....................................................  
6.4. Мера реалистичности альтернатив.....................................  
6.5. Процесс выбора...................................................................  
Список рекомендуемой литературы..................................................  
Приложение………………………………………………………………..  

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа требует качественного повышения уровня управления. Это предъявляет высокие требования к уровню квалификации менеджеров в области разработки управленческих решений. Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия эффективных решений и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками.

Целью изучения дисциплины «Управленческие решения» является овладение студентами методами принятия управленческих решений, основанных на современной теории разработки решений.

Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач.

1. Изучение теоретических основ разработки управленческих решений.

2. Анализ механизмов решения основных классов управленческих задач.

3. Изучение современных методов поиска эффективных решений.

4. Приобретение навыков по использованию современных методов разработки управленческих решений на основе решения ряда учебных задач и анализа практических ситуаций.

При изучении тем курса «Управленческие решения» студенты должны освоить категориальный аппарат данной науки, ознакомиться с методическими подходами к разработке управленческих решений. Большое внимание уделяется изучению механизма разработки управленческих решений.

Дисциплина «Управленческие решения» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана. Эти связи многоплановы. В курсах таких базовых дисциплин, как «Менеджмент», «Экономическая теория», студенты изучают категориальный аппарат, который используется при разработке управленческих решений. Экономико-математический инструментарий курса «Управленческие решения» базируется на курсах «Высшая математика», «Статистика», «Экономико-математические методы».

Разработка эффективных решений основывается, с одной стороны, на изучении эмпирических данных и выявленных на основе их анализа экономических зависимостей. С другой стороны, при разработке управленческих решений в настоящее время широко используются теоретические модели. Эти модели основаны на определенных формальных суждениях о характере используемых математических инструментов, например, о типах функций, их характеристиках.

Решение первой задачи, связанное с анализом эмпирических данных и выявлением на этой основе экономических зависимостей, является непосредственным предметом эконометрики. Вторая задача, связанная с поиском модели решения, входит в предмет математической экономики. Ясно, что именно с этими дисциплинами связи курса «Управленческие решения» являются наиболее тесными.

Курс «Экономико-математические методы» обеспечивает расчетно-аналитический инструментарий для разработки решений. Постановка задачи в курсе математической экономики выглядит примерно так: «Пусть задана целевая функция......., где....... при условиях......». Для такой задачи осуществляются: поиск решения; анализ характеристик этого решения, например условий его устойчивости и неотрицательности; экономическая интерпретация полученного решения.

Непосредственно математическая экономика не рассматривает обоснованность того, насколько достоверно целевая функция этой задачи описывает реально существующие зависимости. Все, что предшествует этому «пусть» – создание представления задачи, формулировка возможных альтернатив и последствий, прогнозирование условий реализуемости альтернатив и выбора лучшей альтернативы, – относится к предмету дисциплины «Управленческие решения». Данная дисциплина использует инструментарий, который не ограничивается экономико-мате­матическими методами. Широкое распространение получили методы качественного анализа, индуктивные, эвристические подходы.

Важными характеристиками управленческих задач является их сложность, динамизм, открытость, влияние факторов риска. Ясно, что наибольшую трудность представляет решение именно сложных, открытых, динамических задач, в ситуациях с риском. Однако, во-первых, интенсивность проявления данных свойств у различных задач существенно различается. Многие реальные управленческие задачи могут быть достаточно адекватно представлены как статические детерминистские задачи. Во-вторых, общий механизм решения статистических детерминистских задач является основой для решения более сложных задач – динамических, открытых, в условиях неопределенности. В-третьих, существующая управленческая практика далеко не всегда в полной мере и эффективно использует и сравнительно простые методы решения статических детерминистских задач. Активное применение данных методов позволило бы существенно повысить эффективность принимаемых решений.

Все это обусловливает необходимость и значимость детального изучения и приобретение практики применения методов решения статических задач в условиях определенности. Именно анализу этих проблем в первую очередь посвящено данное учебное пособие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: