Самое сильное психологическое воздействие оказывают те аргументы, которые пробуждают у слушателей эмоции, вызванные желанием удовлетворить насущные потребности.
Тема 3. Как сделать свою речь убедительной.
Убедительна такая речь, которая вызывает у слушателей чувство уверенности в истинности выдвигаемых идей или предложений.
Когда слова убеждают? Убеждённость может возникнуть и под влиянием внушения – эмоционального воздействия, но такая убеждённость не будет прочной. Прочная убеждённость возникает, когда она обосновывается. Чтобы быть убедительным, нужно хорошо знать взгляды, установки по данному вопросу тех людей, которых предстоит убеждать, и в соответствии с этим строить обоснование своих идей.
Тезис необходимо сформировать не только ясно и чётко, но так, чтобы слушатели уловили личную значимость суждения. Сравните: «Написание индекса отделения связи необходимо для ускорения доставки корреспонденции» и «С индексом ваше письмо дойдёт в два раза быстрее».
|
|
Какие аргументы лучше убеждают? Одни оказывают большее воздействие на разум, («к делу»), другие – на чувства («к человеку»). Но деление доводов на логические и психологические является условным, т.к. один и тот же аргумент может действовать по-разному. Например, соображения об экономической выгоде делового предложения – логический довод, но является и психологическим, так как вызывает определённые чувства. На выбор аргументов влияет аудитория.
Секрет успеха убеждающего воздействия в том, чтобы определить, что именно больше всего волнует в данный момент партнёра или аудиторию.
Психологические требования к аргументам.
Аргументы должны быть:
- эмоционально значимы
- понятны
- авторитетны для слушателей
- близки слушателям
- приемлемы
- наглядны
Некоторые приёмы убеждения.
- Сравнение и сопоставление фактов. Основан на «законе контраста» восприятия, согласно которому одновременные и последовательные ощущения противоположных качеств усиливаются.
- Примеры из жизни великих людей
- Ссылка на собственный опыт оказывает влияние, если вы являетесь авторитетом для слушателей.
Вопрос контроля. Почему одни и те же доводы по-разному действуют на людей?
Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению: знание норм литературного языка, умение выбрать уместные в ситуации слова, умение пользоваться средствами речевой выразительности.
Выступление тогда производит впечатление, когда оратор говорит живым языком. Озвучивание письменных текстов допустимо в особых случаях, например, при сообщении большого объёма информации.
Хорошая устная речь обладает достоинствами, которых нет у звучащей письменной речи: она понятна, её содержание усваивается сразу же, она побуждает мысль и запоминается.