Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг на торгах

Правовое регулирование агентирования как способа взаимодействия звеньев канала товародвижения

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (Ст. 1005 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Агентский договор прекращается вследствие:

- отказа одной из сторон от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия;

- смерти агента, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

- признания индивидуального предпринимателя, являющегося агентом, несостоятельным (банкротом).

Торги рассматриваются в маркетинге как традиционная, широко распространенная форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и одним из потенциальных покупателей предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены и других показателей товара.

Цель торгов состоит в выявлении победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договоров на торгах характерно для таких сфер, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Порядок заключения договоров на торгах установлен ГК РФ и целым рядом законов и подзаконных актов. ГК закрепляются общие правила проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма их определяется самим продавцом, если иное не предусмотрено законом. Различие между этими двумя формами торгов заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия. В аукционе или конкурсе должно участвовать два или более лиц, иначе они теряют всякий смысл. В этой связи п. 5 ст. 447 ГК РФ устанавливает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Общим признаком обеих форм проведения торгов, аукциона и конкурса выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов. Например, на аукционах, как правило, конкурентный спор между покупателями, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги товара, начиная от начальной цены, назначенной собственником или специализированной организацией, проводящей торги. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться и по другим специальным правилам (см. ниже).

Форма аукциона может применяться, например, для приобретения права на заключение договора купли-продажи, аренды нежилых помещений и др. Форма конкурса обычно используется для выбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным и другим требованиям.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытых аукционах и конкурсах может участвовать любое лицо; в закрытых — только лица, специально приглашенные для этой цели.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор же закрытого аукциона или закрытого конкурса, для которых допустимые сроки их отмены не установлены, обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Определенные обязанности возлагаются и на участников торгов. Так, они должны внести задаток в том размере, с соблюдением срока и порядка, которые указаны в извещении о проведении торгов. Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы «забронировать» торги от недобросовестных участников маркетинговой деятельности и тем самым обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведения торгов. В случае, если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Если же торги состоялись, он возвращается лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

В силу п. 5 ст. 448 ГК РФ предприятие, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. При уклонении предприятия-победителя торгов от подписания протокола оно утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить выигравшему торги лицу убытки, причиненные участием в торгах, в частности, превышающей сумму задатка.

Помимо вышерассмотренных общих правил о заключении договоров на основе торгов стороны подчиняются специальным правилам, регулирующим отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах маркетинговой деятельности. Эти специальные правила не могут противоречить общим правилам организации и проведения торгов (ст. 447-449 ГК РФ).

Участниками аукциона могут быть как физические, так и юридические лица. Упомянутым порядком не допускается проведение аукциона при наличии менее трех участников. Запрещается осуществлять любую координацию деятельности участников аукциона, которая может привести к злоупотреблениям и ограничению конкуренции. Исключать из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, допускается только в случаях нарушения ими правил проведения аукциона. Ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе в части доступа к конфиденциальной информации и уменьшения платы за участие в аукционе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: