Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Тема 1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

2. Субъекты и юридические формы использования земель в сельском хозяйстве

3. Правовой режим земель сельхозпредприятий

4. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда. В соответств­ии со ст. 6 Кодекса о земле к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

В зависимости от характера использования все земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на 2 группы:

1) сельскохозяйственные земли — земли, системати­чески используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие пахотные, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли;

2) несельскохозяйственные угодья, т. е. земли, обслу­живающие сельское хозяйство (земли, занятые дорогами, постройками, защитными насаждениями, мелиоративнымисооружениями и т. д.), и резервные территории (кустарники, болота и т. п.).

Пахотные земли - это сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оран­жереи) и чистые пары.

Залежные земли - это сельскохозяйственные земли, которые ранее исспользовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар.

Земли под постоянными культурами - это сельскохо­зяйственные земли, занятые искусственно созданными насаждениями древесных, кустарниковых или травянистыхмноголетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и ле­карственного сырья, а также для озеленения.

Луговые земли - это сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луго­вых многолетних трав, земли, на которых создан искус­ственный травостой или проведены мероприятия по улучше­нию естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также покрытые естественными луговыми травостоями.

Признание земель годными для нужд сельского хозяйст­ва производится на основании данных государственного зе­мельного кадастра. Изъятие и предоставление земельных уча­стков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственно­го назначения для целей, не связанных с назначением этих земель осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Районные исполкомы производят изъятие и предостав­ление земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.

Для правового режима земель сельскохозяйственного на­значения характерно следующее. Кодекс о земле закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назна­чения, который означает следующее: земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для строитель­ства дорог, предприятий, линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли несельскохозяйствен­ного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качества. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации должны проводиться главным образом вдоль дорог, по гра­ницам полей и т. п.

Объекты внутрихозяйственного строительства юриди­ческих и физических лиц на землях сельскохозяйственно­го назначения размещаются в соответствии с утвержден­ными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией. Если указанные до­кументы отсутствуют, то решение принимается районны­ми исполнительными и распорядительными органами. Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйствен­ного назначения в другие виды не допускается, за исклю­чением случаев, указанных ниже.

Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйст­венного назначения в несельскохозяйственные или в ме­нее продуктивные сельскохозяйственные земли допуска­ется в связи с изъятием и предоставлением земельных уча­стков в установленном законодательными актами порядке в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате вредного воздействия антропоген­ных и (или) природных факторов, а также вследствие выхода из строя и списания в установленном порядке оро­сительных и осушительных систем, машин и механизмов. При ухудшении качественного состояния земель в слу­чаях, указанных выше, землепользователь, областная зем­леустроительная и геодезическая служба вправе обратить­ся в райисполком по месту нахождения земель с заявле­нием о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные зем­ли или в менее продуктивные сельскохозяйственные зем­ли. В заявлении указываются причины и обосновывается необходимость перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли, указывается их плошадь.

Для подготовки материалов по переводу сельскохозяй­ственных земель сельскохозяйственного назначения в не­сельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли райисполком создает специальную комиссию. Комиссия, используя данные государ­ственного земельного кадастра (материалы почвенных об­следований, оценки земель и другие), материалы земле­устройства, лесоустройства, мелиорации, документы, под­тверждающие списание оросительных и осушительных систем, машин и механизмов, а также другие даниые (материалы и документы), в 10-дневный срок со дня получе­ния поручения соответствующего исполнительного коми­тета проводит обследование на местности указанных в за­явлении сельскохозяйственных земель. Обследование сельскохозяйственных земель производится комиссией в при­сутствии землепользователя.

В ходе обследования земель устанавливаются причины, приведшие к ухудшению их качества, уточняются плошадь, состав и качественное состояние земель на момент обследования, делается заключение о наличии либо отсутствии оснований для перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли. По результатам работы комиссии составляется акт обследования земель, который вместе с материалами, на­правляется в районный исполнительный комитет в 10-днев­ный срок.

При наличии оснований для перевода райисполком на основании акта обследования земель поручает комиссии оформить землеустроительное дело. Землеустроительное дело оформляется комиссией в 10-дневный срок со дня получения этой комиссией поручения районного испол­нительного комитета.

Районный исполнительный комитет в 14-дневный срок со дня представления комиссией землеустроительного дела или акта обследования земель с заявлением и приложенны­ми к нему материалами принимает решение о необходимо­сти перевода или об отказе в переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяй­ственные земли или в менее продуктивные сельскохозяй­ственные земли с обязательным указанием условий их даль­нейшего использования.

После принятия районным исполнительным комитетом решения о необходимости перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяй­ственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйст­венные земли землеустроительное дело с прилагаемым к нему решением в 3-дневный срок направляется на рассмотрение в областной исполнительный комитет.

Областной исполнительный комитет в 14-дневный срок со дня получения землеустроительного дела рассматрива­ет его и вместе с решением этого исполнительного коми­тета о необходимости перевода или об отказе в переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного на­значения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли направляет в Государственный комитет по имуществу.

Государственный комитет по имуществу в случае приня­тия решения о переводе земель в 7-дневный срок подготав­ливает проект решения Президента Республики Беларусь о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли и в порядке, ус­тановленном законодательными актами, вносит его в Со­вет Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в 10-дневный срок рассматривает внесенный Государственным комите­том по имуществу проект решения и в установленном по­рядке представляет его Президенту Республики Беларусь.

В случае принятия решения о переводе сельскохозяйст­венных земель сельскохозяйственного назначения в несель­скохозяйственные земли или в менее продуктивные сель­скохозяйственные земли областная землеустроительная и геодезическая служба осуществляет внесение соответствую­щих изменений в земельно-кадастровую документацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: