Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет единой концепции по поводу причины циклического развития

Инструменты антикризисной политики.

Инструменты антикризисной политики В период депрессии В период подъема
1. Денежно-кредитная политика. Понижение учетной ставки, покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке. Повышение учетной ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
2.Фискальная политика. Дополнительные расходы бюджета, понижение налоговых ставок. Сокращение расходов бюджета, повышение налоговых ставок.
3. Политика заработной платы и тарифов. Повышение заработной платы. Понижение заработной платы.
4.Политика государственных инвестиций. Ускорение осуществления инвестиционных программ, оказание государственной поддержки. Сдерживание государственного строительства и инвестиций.
Цель: Стимулирование деловой активности. Сдерживание деловой активности

Различают внешние и внутренние факторы цикличности. Внешние факторы – не зависящие от экономической системы: изменение численности населения, войны, революция, другие политические потрясения, освоение новых территорий, открытия новых месторождений ценных ресурсов, научно-техническая революция: возникновение пятен на солнце, ведущие к не урожаю. Внутренние факторы - присущие экономической системе физический срок службы капитала, изменение в потреблении, объемы производства, занятость, инвестиции, экономическая политика государства.

Наиболее распространенные направления исследования причин циклов:

1. Объяснение кризисов несоответствием между потреблением и производством (скорее является следствием).

2. Диспропорции между отраслями производства и регионами, кризисы в денежном обращении, банковской сфере.

3. Влияние внешних причин (Виксель, Шпитгоф, Шумпетер).

4. Психологические объяснения (Пигу), т.е. перемены в человеческих мыслях, переходы от оптимизма к пессимизму.

Различают следующие типы экономических циклов, которые называются волнами в зависимости от их продолжительности.

Таблица 10.2.

Типы экономических циклов.

Тип экономического цикла Продолжительность Причина, главная особенность
1. Короткие волны Дж.Китчина 2-4 года Колебания мировых запасов золота ведет к колебаниями ВНП, инфляции, занятости.
2. «Средние волны» К.Жугляра 10 лет Изменения в сфере денежного обращения, проблема кредитной системы приводят к колебаниям ВНП, к инфляции и безработице.
3. Циклы С.Кузнеца 18-25 лет Причины экономических циклов связаны с периодическими обновлениями жилищ и определенных типов производственных сооружений, т.е. со строительством.
4. Длинные волны Н.Д.Кондратьева 40-60 лет Связаны с механизмом накопления, аккумуляции и рассеивания капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и требуется много времени для накопления капитала.
5. Циклы Форрестера 200 лет Связаны с проблемами энергии и материалов.
6. Циклы Тоффлера 1000-2000 лет Связаны с развитием цивилизации, их исчезновением или новой ступенью развития.

Рынок труда является чрезвычайно мобильным. Между различными его подструктурами происходит непрерывная циркуляция крупных контингентов людских ресурсов: значительное число работников постоянно входит в состав экономически активного населения и выбывает из него в определенный срок, трудоустраивается и через некоторое время опять увольняется, затем включается в поиск следующей работы и т.д.

Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой. Суммарная численность занятых и безработных составляют рабочую силу.

Безработица – это незанятость трудоспособного населения, желающего иметь работу. Трудоспособное население (рабочая сила)- общее количество работников как занятых, так и безработных. Безработица является результатом несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к рабочей силе* 100%.

Основные формы безработицы:

- Фрикционная безработица - она связана с поиском работы, с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое предприятие.

- Структурная безработица вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

- Циклическая безработица возникает в периоды общего экономического спада.

Текучая безработица соответствует фрикционной безработице, т.е. общей численности граждан, которые в течение года уволились с предприятий по причинам текучести кадров и временно не работали. Структурная и циклическая формы безработицы носят долговременный характер и ведут к появлению застойной безработицы. Безработица может быть признана застойной в том случае, когда безработный из-за длительного пребывания в сфере незанятости теряет полностью свою квалификацию, т.е. становится неконкурентоспособным на рынке труда.

Понятие полной занятости не существует. Полная занятость- это отсутствие только циклической безработицы. В рыночной экономике обязательно существует оптимальный резерв работников и поддерживается естественная форма безработицы. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к снижению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5%. Потенциальный ВНП это такой объем ВНП, который произведен в условиях полной занятости.

Последствиями безработицы являются:

1. Возникают потери в национальном богатстве от недоиспользованных производственных возможностей. При этом наблюдается:

- снижение покупательского спроса,

- сокращение сбережений,

- снижение инвестиционного спроса,

- спад производства.

2. Теряется квалификация работников.

3. Рост безработицы ведет к росту преступности, социального напряжения в обществе.

4. Подрывается психическое здоровье нации.

Государственное регулирование рынка труда:

ü Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в переподготовке через биржи труда.

ü Стимулирование образования гибкого рынка труда, более полный учет особенностей разных социальных групп (женщины, пенсионеры, молодежь).

ü Правовое обеспечение трудовых отношений.

ü Социальная защита безработных.

График 11.1. Кривая Лоренца
100% дохода С В D 0 А 20 40 60 80 100%семей В обществе доходы распределяются неравномерно, степень неравенства показывает кривая Лоренца. Прямая АС показывает абсолютное равенство, т.е. 20% семей получают 20% дохода, фактическое распределение – АВС. Уровень неравенства определяется коэффициентом Джини. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство в доходах. Площадь АВС Кдж=--------------------------- Площадь АДС

Если Кдж близок к 0, то общество находится в состоянии уравниловки. Если Кдж=1, то в обществе складывается ситуация «нищего большинства» и сверхбогатого меньшинства. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенства в доходах. В рыночной экономике исключаются такие крайности, благодаря политике перераспределения доходов.

Еще одним проявлением макроэкономической нестабильности является инфляция. Инфляция-процесс обесценения денег, проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен в экономике. Это чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров, что приводит к падению покупательной способности денег и росту цен на товары и услуги.

Измерение инфляции:

Уровень инфляции = (ИПЦт.г.-ИПЦб.г.) / ИПЦб.г.* 100%

Различают 2 типа инфляции: открытую и подавленную. Открытая инфляция существует на рынках, где действуют свободные цены, при подавленной - государство устанавливает контроль за ценами и доходами.

Открытая инфляция может протекать в следующих формах:

- Инфляция спроса возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.

- Инфляция издержек возникает в результате подорожания факторов производства. В этом случае, издержки производства увеличиваются, что увеличивает цену продукций.

- Структурная инфляция возникает в результате макроэкономической межотраслевой несбалансированности. Одна отрасль не может насытить рынок, что приводит к дефициту в этой отрасли.

С точки зрения предсказуемости инфляции выделяют:

- Ожидаемую – можно предсказать и спрогнозировать.

- Неожидаемую – она возникает стихийно, характеризуется внезапным скачком цен.

По темпам роста цен существует три вида инфляции.

- Умеренная инфляция сопровождается ростом цен не более 10% в год. Многие экономисты считают такую инфляцию необходимой для экономического роста.

- Галопирующая инфляция - рост цен от 20 до 200% в год и является серьезным напряжением.

- Гиперинфляция означает рост цен, превышающий 500-1000% в год. Возникает полное расстройство денежного обращения.

По степени расхождения роста цен по различным товарным группам различают два вида инфляции:

- сбалансированную- когда цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

- несбалансированную- когда цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются.

Уровень инфляции определяется отношением разности индекса потребительских цен текущего и прошлого года к индексу потребительских цен прошлого года.

Причинами инфляции можно назвать:

· Чрезмерный выпуск денежных знаков государством с целью покрытия дефицита своего бюджета, когда расходуется больше средств, чем имеется.

· Сокращение объемов производства товаров и услуг.

· Рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату.

· Увеличение спроса на товары и услуги при избытке денежных средств, при сохраняющемся объеме производства.

· Импортируемая инфляция в случае открытости экономики.

· Ожидания населения, привыкших к постоянному росту цен.

Экономические и социальные последствия инфляции.

1. Инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества.

2. Высокие темпы инфляции усложняют долгосрочное планирование, увеличивается риск предпринимателей.

3. Уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность.

4. Снижается конкурентоспособность национальных товаров, уменьшается экспорт, растет безработица.

5. Растет спрос на стабильную иностранную валюту, что ведет к утечке капиталов за границу.

6. Растет бюджетный дефицит и государственный долг.

7. В условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей.

В экономической политике, направленной против инфляции, различают 2 подхода:адаптационный (приспособление к инфляции) и ликвидационный.

К адаптационным мерам относятся: индексация доходов и контроль за уровнем цен.

Ликвидационный метод- это стратегия активного снижения инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

График 11.2. Кривая Филлипса
Инфляция 1 2 3 Уровень безработицы Фактические данные показывают, что между инфляцией и безработицей существует обратная связь. При высокой безработице инфляция низкая, и наоборот. Эту взаимосвязь исследовал английский ученый А.Филлипс (1958г.). Кривая Филлипса показывает, что уровень безработицы высок при низком темпе роста заработной платы и понижается по мере возрастания заработной платы.

Одной из основных причин существования устойчивой связи между уровнями безработицы и инфляции является несбалансированность рынка труда. При безработице может наблюдаться неудовлетворенный спрос на рабочую силу, что вызывает рост зарплаты. Увеличение заработной платы означает рост издержек и вызовет повышение цен, что приведет к инфляции. Затем идет борьба с инфляцией, которая ограничивает заработную плату и ведет к снижению объемов производства. А это приведет к росту безработицы.

Инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен, называется стагфляцией.

Задача 1. На протяжении года через биржу труда были трудоустроены 29,5 тыс.чел. Это позволило частично удовлетворить годовой спрос на работников. Предложение за этот период составило 44,5тыс.чел. Безработица на начало года составила 13тыс.чел. Как изменилась норма безработицы (НБ) на конец года, если численность рабочей силы-430тыс.чел.?

Ответ: НБ на начало года=13тыс.чел./ 430тыс.чел.*100%=3,1%.

Безработица на конец года = 44,5тыс.чел.-29,5тыс.чел.=15тыс.чел.

НБ конца года=15 тыс.чел./430тыс.чел.*100%=3,5%. Несмотря на усилия биржи труда, НБ повысилась на 0,4%.

Задача 2. Фактический ВЕНП в п-году составил 1000млрд.тг. Естественный уровень безработицы в этом же году 5%. Фактический уровень безработицы составил 7%. Рассчитайте объем потенциального ВНП в п-м году.

Ответ: 7-5=2%- разница между фактическим и естественным уровнем безработицы. ВНПп=1000*2*2,5/100=1050млрдтг.

Основные термины и понятия.


Безработица

Кривая Филлипса

Рабочая сила

Скрытая безработица

Стагфляция

Структурная безработица

Трудоспособное население

Фрикционная безработица

Циклическая безработица

Экономический цикл


Контрольные вопросы:

1. Безработица, ее основные виды.

2. Закон Оукена.

3. Последствия безработицы.

4. Понятие инфляции.

5. Причины и последствия инфляции.

6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

7. Фазы экономического цикла.

Тема 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

1. Сущность финансовых систем.

2. Государственный бюджет.

3. Налоговая система и фискальная политика.

Термин финансы от латинского происхождения означает платеж, доход.

Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансы – это совокупность экономических отношений общества по формированию и использованию фондов денежных средств. Финансовые отличаются от денежных отношений тем, что не включают в себя обслуживание личного потребления.

Функция финансов:

ü Аккумулирующая - это создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования.

ü Распределительная функция - распределение и перераспределение ВНП и национального дохода (НД).

ü Регулирующая функция – стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов.

ü Контрольная функция – контролирует использование финансовых ресурсов.

Финансовая система – это отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие институты и учреждения на основе законодательно установленных нормативов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных потоков, являются:

- государство и его институты;

- фирмы, предприятия, компании, общества и т. п.;

- население, домашнее хозяйство.

В структуру финансовой системы входят:

§ государственные финансы,

§ финансы предприятий и организаций,

§ финансы домашних хозяйств, т.е. личные финансы,

§ фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства,

§ фонды, используемые для развития производства и решения социальных вопросов,

§ фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями физических лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство.

К государственным финансам относятся государственный бюджет, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций.

- Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Таблица 12.

Структура государственного бюджета.

Доходная часть Расходная часть.
Налоговые и неналоговые поступления и сборы, доходы от операций с капиталом, рентные платежи и др. Финансирование экономики, науки, расходы на управление, оборону, осуществление внешне экономической деятельности, выплаты и т.д.

Различают три состояния госбюджета:

1. Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;

2. Дефицитное, когда расходы превышают доходы;

3. Профицитное, если доходы превышают затраты.

Причины дефицита госбюджета:

1. падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода;

2. уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;

3. увеличение бюджетных расходов;

4. непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. переход от финансирования к кредитованию

2. постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям

3. снижение расходов по управлению государством

4. изменение системы налогообложения

5. повышение роли местных бюджетов.

Существуют 4 способа покрытия бюджетного дефицита:

1. выпуск госзаймов;

2. ужесточение налогообложения;

3. секвестр, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям;

4. производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Из государственного бюджета производятся следующие выплаты:

- ассигнование, т.е. выдача денежных средств на содержание предприятий и учреждений,

- субсидии в виде государственных денежных пособий,

- субвенции в виде государственных денежных пособий на определенные цели развития,

- дотации для покрытия убытков.

Государственный долг – это общая сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Делится на:

- внешний долг – это долг иностранным гражданам, фирмам, организациям, государствам;

- внутренний долг - это долг правительства гражданам своей страны. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт- это банкротство государства- должника. Пример: август 1998г., в России государство прекратило оплату своих обязательств по ГКО.

Рост государственного долга может вызвать отрицательные тенденции:

· усиление неравенства в доходах. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличит неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладал государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

· подрыв экономических стимулов развития производства;

· сокращение инвестиций внутри страны;

· создание психологического напряжения в стране, порождение неуверенности в деловой активности.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет. Налогообложение - это способ регулирования доходов и источник пополнения государственных средств.

По способам взимания налоги делятся на:

- Прямые налоги. Они взимаются непосредственно с получателей дохода или имущества.

- Косвенные налоги. Они включаются в цену товара и взимаются с потребителей при продаже товаров (НДС, акцизы). Акцизы- это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Бывают индивидуальные акцизы (надбавки к цене отдельных товаров -вино, табак), универсальные акцизы (налоги на общую стоимость-НДС). Таможенные пошлины- это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары, взимаются при перевозке товаров через границу.

По способу определения размера налогов делятся:

- пропорциональные налоги, т.е. ставка налога остается неизменной независимо от размера доходов (корпоративный налог-30%; НДС-16%);

- прогрессивные налоги, т.е. ставка возрастает по мере роста дохода (индивидуальный подоходный налог от 5 до 30%);

- регрессивные налоги, т.е. ставка понижается по мере возрастания дохода.

По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, налоги делятся на общегосударственные и местные налоги.

По порядку использования различают общие налоги, которые поступают в единую кассу страны и целевые (специальные), имеющие свое конкретное назначение (сборы с владельцев собак, платежи за парковку автомобилей).

Налоги выполняют следующие функции:

ü Распределительная - государство посредством налогов перераспределяет доходы, осуществляя социальную политику.

ü Фискальная - налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны.

ü Регулирующая – использование дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, отстающих районов, поощрять модернизацию производства, малый бизнес.

ü Перераспределительная – государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, науки);

ü Контрольно - учетная – учет доходов, движения финансов.

Элементы налога

1. Субъект налога – кто платит налог

2. Объект налога – за что платят налог

3. Источник налога – из чего платят налог(зарплата, прибыль, дивиденды).

4. Ставка налога – размер налога (предельная, средняя, льготная, нулевая). Предельная- добавочные налоги с каждого дополнительного единичного приращения дохода. Средняя- общая сумма налога, разделенная на общую сумму дохода.

5. Налоговые льготы- уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов.

Принципы налоговой системы.

1. Обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц; т.е. охват всех субъектов, получающих доходы и неизбежность выплаты налога.

2. Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков страны.

4. Социальная справедливость – применение льготного налогообложения для низко доходных субъектов экономики

5. Неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов.

График 12. Кривая Лаффера.  
Объем налоговых поступлений в бюджет М L N 0 15 30 45 60 75 ставка налога (%) Американский профессор А.Лаффер доказал зависимость между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями. Графическую зависимость называют кривой Лаффера. Если налоговая ставка равна 0 или 100%, то налоговых поступлений не будет. При какой-то ставке (М) – объем налоговых поступлений максимален, дальнейшее повышение ставки ведет к уменьшению поступлений.

В РК к общегосударственным налогам относят:

§ Подоходный налог (корпоративный)

§ Индивидуальный подоходный налог

§ Платежи за недропользования (бонус, роялти).

§ НДС (налог на добавленную стоимость).

§ Акционерный налог.

§ Социальный налог

К местным налогам:

§ Земельный

§ Имущественный

§ Налог на транспортные средства

В Казахстане налоговая система прошла три этапа реформирования: Указом Президента КазССР «О создании государственной налоговой службы КазССР». Был принят пакет законодательных актов по налогам, который предусматривал 16 общегосударственных и 27 местных налогов. Указ Президента РК, имеющий силу закона от 24апреля 1995г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» способствовал формированию нашей собственной финансовой системы. Главным было существенное упрощение системы налогообложения и сокращение числа налогов от 45 до 11, был введен налог НДС. 12 июня 2001г. был принят новый Налоговый кодекс РК, который начал действовать с 1 января 2002г. В новой редакции предусмотрены следующие положения:

-изменение действующего налогообложения (число гналогов-9);

-введена единая ставка НДС16%, вместо 20%;

-введение особых положений, касающихся международного налогообложения, предполагалась упрощенная процедура получения преимуществ по налоговым конвенциям.

Финансовая политика государства имеет два аспекта:

Регулирование бюджетных процессов- достижение бюджетного равновесия через осуществление своей бюджетной политики, включая секвестирование- сокращение отдельных статей расходов государства в исключительных случаях: спада производства, инфляции, обострения кризиса.

Регулирование экономики с помощью финансовых рычагов извлечения доходов и осуществление расходов- фискальной политики.

Экономическая теория выделяет следующие типы фискальной политики:

1.Дискреционная(активная);

2.Автоматическая (пассивная).

Дискреционная фискальная политика осуществляется через госзакупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. Воздействуя таким образом на совокупный спрос, фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного ЧНП.

Недискреционная фискальная политика- это пассивная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически (автоматические стабилизаторы).

Автоматические стабилизаторы- изменения в финансово-бюджетной политике, направленные на стимулирование совокупного спроса во время спада, происходящие без каких-либо политических решений.

Увеличение госзакупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги.

Задача. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 40тг, трансфертные платежи равны 20тг, процентные выплаты-10% годовых по государственному долгу, равному 30тг, налоговые поступления составляют 40тг.

Ответ: расходы госбюджета:

40+20+(30*0,1)=63тг 40-63=-23тг, значит, бюджет дефицитен.

Основные термины и понятия.


Бюджетный дефицит

Внешний долг

Внутренний долг

Государственный бюджет

Государственный долг

Кривая Лаффера

Налог

Налогообложение

Финансовая система

Финансы

Фискальная политика


Контрольные вопросы.

1. Сущность финансов.

2. Финансовая система и его структура.

3. Государственный бюджет и дефицит бюджета.

4. Государственный долг.

5. Классификация налогов.

6. Кривая Лаффера.

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

Денежная система.

Кредит. Кредитная система.

Кредитно-банковская система РК.

Денежно-кредитная политика государства.

Деньги - это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом.

Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством.

К элементам денежной системы относятся:

1. Денежная единица - это мера денег, принятая в стране за единицу (тенге, доллар).

2. Масштаб цен- это весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей.

3. Эмиссионная система - это учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги.

4. Виды денежных знаков, т.е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте.

5. Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

6. Валютный паритет – соотношение с другими валютами.

В любом обществе, где господствуют товарно-денежные обращения, всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег. Оно составляет суть законов денежного обращения. Денежное обращение- это непрерывное обращение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Современная количественная теория денег количество денег в обращении определяет по формуле: М*V = Р*Q, где М- величина находящейся в обращении денежной массы; V- среднегодовое число оборотов денежной единицы; Р- среднегодовой уровень цен; Q-реальный объем национального продукта.

Это «уравнение обмена» (Фишера) образует исходное положение теории денег. Оно позволяет рассчитать каждый из составляющих данное уравнение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:

- система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл;

- система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения.

На денежном рынке существует спрос на деньги и их предложение. Под предложением понимается денежная масса в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: М1,М2,М3 идр.

1. МО = наличные деньги.

2. М1= МО + счета до востребования, чековые вклады и чеки (банковские деньги).

3. М2 = М1 + деньги на сберегательных и срочных вкладах.

4. М3 = М2 + депозитные сертификаты крупного достоинства.

5. L = М3 + ценные бумаги, выпускаемых государством.

Предложение денег измеряется с помощью денежного мультипликатора. Величина, на которую увеличивается сумма первоначального вложения, называется банковским или денежным мультипликатором.

М=1/R%*100%,

где М - денежный мультипликатор, R - норма обязательных резервов.

Мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Национального банка). Он используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы.

Спрос на деньги вытекает из функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором- о спросе на деньги как средства приобретения финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения для прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги Dм.

Ставка процента, %

 
 


 
 


Спрос на деньги, млрд.тенге

Кривая общего спроса на деньги Dм обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Кредит. Кредитная система.

Кредит - предоставление денег, товаров в долг на следующих принципах:

1. Возвратность кредита - необходимость своевременного возврата полученных средств после использования.

2. Срочность – необходимость возврата в определенный срок, указанного в договоре.

3. Платность - необходимость оплаты права использования кредита.

4. Материальная обеспеченность – необходимость обеспечения защиты интересов кредитора, при нарушении обязательств заемщиком.

5. Целевой характер - распространяется на некоторые виды кредита, целевое использование средств.

6. Дифференцированный характер кредита - различный подход к различным категориям заемщиков.

Функции кредита:

ü Стимулирующая функция - это ускорение экономических процессов, благодаря ускорению оборота денег в экономике.

ü Заместительная функция - замещает наличные деньги на кредитные деньги.

ü Распределительная функция - с его помощью осуществляется перераспределение средств между различными отраслями.

ü Аккумулирующая функция – мобилизация денежного капитала.

ü Регулирующая функция – кредит в рыночной экономике используется как инструмент регулирования экономики.

При натуральном (товарном) кредите объектами кредитования являются товары, сырье, ресурсы; а при денежном – денежные средства, акции, векселя, облигации, долговые обязательства.

Краткосрочный кредит выдается до 1 года среднесрочный от 2 до 5 лет, долгосрочный – от 6 до 10 лет, онкольный кредит выдается до первого требования кредита.

Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями, другими хозяйствующими субъектами друг другу путем отсрочки платежа. Потребительский кредит - предоставляется частным лицам обычно при покупке потребительских товаров, ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости.

Государственный кредит – ссуда, предоставляемая государством населению страны.

Банковский кредит предоставляют кредитно-финансовые учреждения любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд.

Межгосударственный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

Виды кредита

 
 


Основными звеньями кредитной системы являются:

I. Центральный (эмиссионный) банк.

II. Банковская система:

- коммерческие банки,

- сберегательные банки,

- инвестиционные банки,

- ипотечные банки,

- другие специализированные банки.

III. Страховой сектор:

- страховые компании,

- пенсионные фонды.

IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

- инвестиционные компании,

- финансовые компании,

- благотворительные фонды и др.

Банк - (итальянского происхождения- скамья) это особый экономический институт, сосредоточивший временно свободные деньги в целях предоставления их в долг (кредит) за плату (под процент).

Функции банков:

ü посредничество в кредитах и платежах,

ü превращение части денежных доходов и сбережении в капитал,

ü создание кредитных средств обращения (векселей, чеков, банкнот).

Классификация банков по функциям и характеру операции:

- центральные эмиссионные,

- коммерческие депозитные,

- инвестиционные,

- сберегательные,

- специального назначения.

Обязательные резервы это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен держать в Национальном банке страны.

Республика Казахстан согласно Указу Президента РК «О банках и банковской деятельности» имеет двухуровневую банковскую систему:

§ первый уровень представляет Национальный банк РК,

§ второй уровень государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. На начало 2001 г. число банков второго уровня в Казахстане составило – 47.

Функции и задачи Национального банка РК:

- юридическое лицо, осуществляющее определенные сделки с коммерческими банками, государством;

- управление денежно-кредитной системой РК;

- обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК;

- организация банковских расчетов и валютных отношений;

- обеспечение стабильности денежной, кредитной и банковской системы;

- эмиссия государственных ценных бумаг и денег;

- обслуживание внешнего и внутреннего долга РК, гарантом является Правительство РК;

- контроль над деятельностью коммерческих банков, других учреждений кредитной системы;

- представляет интересы РК на мировом рынке.

Банки 2 уровня способны предложить до 200 видов разнообразных банковских услуг; основные из них:

- прием депозитов, выдача кредитов;

- осуществление денежных платежей и расчетов;

- операции с ценными бумагами, с валютой;

- посредничество в кредите;

- доверительные операции (трастовые);

- ведение корреспондентских счетов;

- ломбардные операции, сейфовые операции

- финансирование капитальных вложений и т.д.

Крупнейшими банками 2 уровня являются «Казкоммерцбанк», «Туранбанк», «Халык банк» и др.

Цели денежно-кредитной политики государства:

ü рост объема производства,

ü полная занятость,

ü снижение инфляций.

Инструменты денежно-кредитной политики государства.

1. Операции на открытом рынке – это покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг для вливания резервов в кредитную систему государства или, наоборот, изъятия.

2. Изменение нормы резервов - наиболее жесткий инструмент денежно-кредитного регулирования. Выражаются варьированием нормой резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на счетах центрального банка. Применяется как средство быстрого снятия или расширения кредитной денежной массы.

3. Изменение учетной ставки - инструмент прямого регулирования денежно-кредитного обращения. Учетная ставка - ставка процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Выражается варьированием учетной ставки. Применяется для управления кредитной активности. Применение данных инструментов называется «политикой дешевых денег» и «политикой дорогих денег».

Таблица 13.

Управление кредитной активностью.

Параметры Политика дешевых денег Политика дорогих денег
Применение: При безработице, спаде в экономике. При высокой инфляции.
Действия: Покупка государственных ценных бумаг, понижение нормы обязательных резервов, понижение учетной ставки процента. Продажа государственных ценных бумаг, увеличение нормы обязательных резервов, повышение учетной ставки процента.
Результат: Возрастает денежное предложение, процентная ставка снижается, инвестиции растут, деловая активность повышается, безработица снижается. При этом сокращается денежное предложение, процентная ставка возрастает, инвестиции сокращаются, деловая активность падает, инфляция сокращается.

Основные инструменты кредитно-денежной политики в Казахстане:

1. Ограничение роста кредитных вложений. Национальный банк Казахстана ограничивает рост кредитных вложений, осуществляемых банками 2 уровня. Национальный банк РК устанавливает для них процентные нормы.

2. Учетно-дисконтная и ломбардная политика. Национальный банк РК выступает в качестве основного кредитора других банков страны. Изменяя учетную ставку, Национальный банк воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение.

3. Операции на открытом рынке – покупка или продажа Национальным банком ценных бумаг в целях изменения резервов кредитной системы государства.

4. Политика минимальных резервов. Повышая величину обязательных резервов, Национальный банк сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует ее.

5. Добровольные соглашения. Заключаются между Национальным банком РК и коммерческими банками.

Для смягчения и преодоления инфляции государство проводит целый ряд уже рассмотренных и других мероприятий. Однако при сильной инфляции и расстройстве экономики не избежать и денежных реформ-полных или частичных преобразований самой денежной системы с целью ее упорядочения и укрепления. Наиболее известны пять:

Дефляция- это сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков.

Деноминация- это укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.

Основные понятия и термины.


Банк

Денежная масса

Инвестиционный банк

Ипотечный кредит

Коммерческий кредит

Кредит

Кредитная система

Онкольный кредит

Эмиссионный банк

Эмиссия


Контрольные вопросы.

1. Понятие и функции денег.

2. Денежная система.

3. Понятие кредита.

4. Кредитная система.

5. Банковская система РК.

6. Кредитно-денежная политика Казахстана.

Тема 14. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

1. Доходы населения и их регулирование.

2. Социальная и региональная политика государства.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания). Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Д е н е ж н ы е д о х о д ы н а с е л е н и я включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. Н а т у р а л ь н ы е д о х о д ы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

С о в о к у п н ы е д о х од ы представляют собой общую сумму 1нежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Н о м и н а л ь н ые д о х о ды характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Р а с п о л а г а е м ы е д о х о д ы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Р е а л ь н ы е д о х о д ы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Р е а л ь н ы е р а с п о л а г а е м ы е д е н е ж н ы е д о х о д ы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Н о м и н а л ь н а я з а р а б о т н а я п л а т а — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Р е а л ь н а я з а р а б о т н а я п л а т а — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).


Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 28.1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).


Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% — половину и т.д., то такое распределение имело бы вид л и н и и р а в н о м е р н о г о р а с п р е д е л е н и я. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. л и н и е й ф а к т и ч е с к о го р а с п р е д е л е н и я, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15%и т.д.

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.


Кривая Лоренца

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.


Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

А б с о л ю т н а я ч е р т а б е д н о с т и — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В Казахстане абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: