double arrow

Аристотель различает в политической устройстве три части: законодательную, административную и судебную власти

Человека древнегреческий мыслитель определяет как политическое существо, «а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек». Государство состоит из граждан. Граждане – это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.

Аристотель подчеркивает многообразие форм политического устройства, которые зависят от многих факторов. Например, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь». Формы политического устройства мыслитель напрямую связывал с климатом. Таким образом, можно утверждать, что Аристотель один из первых заложил основы геополитических взглядов.

Цель государства, согласно мыслителю, состоит в том, чтобы создать возможности для счастливой жизни. Однако не в любом, а только правильно организованном обществе человек может раскрыть свои способности, не проявлять своих низменных качеств и быть счастливым. Всего он выделяет 6 форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия). В определении оптимальной формы правления Аристотель исходил из анализа опыта функционирования многочисленных городов - полисов.

Монархия - древнейшая, «первая и самая божественная» форма политического устройства. Аристотель различает патриархальную и абсолютную монархию. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех остальных. Такие люди – сами закон, «как Бог между людьми». Аристократия предпочтительнее монархии. Здесь власть в руках немногих, обладающих личными достоинствами. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом.

Полития (республика) власть большинства. Единственная общая функция – это воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства. Политию можно было обозначить как правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития потому является лучшей формой правления, что отражает интересы людей среднего достатка, умеренного в своих требованиях и олицетворяющего гражданские добродетели.

Тирания – власть, «которая не согласна с природой человека»: «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана». Олигархия – власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Демократия – власть большинства. Аристотель выделяет 5 видов демократии, которые делятся на два рода: демократия, основанная на законе; демократия, где верховная власть находится в руках толпы (охлократия). Демократия, основанная на законе – «самая сносная из всех худших форм политического устройства».

Аристотель формулирует и определенные правила управления государством. К примеру, согласно его взглядам, во всех формах государственного правления народ должен ощущать себя носителем верховной власти. Там же, где этого нет, мудрые правители должны позаботиться о том, чтобы у «народной массы» была иллюзия обладания верховной властью. Это является непременным условием стабильности любой формы правления.

Для наилучшего политического устройства, согласно Аристотелю, важна величина собственности. Наилучшая форма собственности – это собственность «средней величины, ибо вообще умеренное и среднее есть самое лучшее». Владельцы такой собственности рассудительны, они составляют среднее сословие государства. «Те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности… Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием крайних противоположностей… Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной», - считает Аристотель.

Можно предположить, что политическим идеалом Аристотеля является демократия. Но это не так, поскольку он, различая существенные и несущественные части государства, исключает из среднего сословия большинство граждан государства, лишая их гражданства. Он прямо говорит, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина, потому что земледелие, ремесла, промыслы необходимы для жизни, но противны добродетели». Добродетельным можно стать, только освободившись от забот о делах первой необходимости. Таким образом, к необходимым, но несущественным частям государства Аристотель относит всех людей физического труда, а к существенным – воинов и правителей.

Следовательно, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ремеслом, промыслом, то есть вообще физическим трудом. Граждане живут за счет труда рабов – варваров, имеют философский досуг, развивают свои добродетели, исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, служат богам в храмах. В государстве нет слишком богатых и слишком бедных. Все остальные народы, рожденные варварами, созданы самой природой для рабского труда. А наилучшее политическое устройство позволит эллинам объединиться в одно целое и стать властелинами Вселенной.

Таким образом, в древнегреческой политической мысли возникают две трактовки политики: функциональная (Платон) – политика обеспечивает порядок и справедливость, преодолевая известные несовершенства людей, в первую очередь, земледельцев и ремесленников; аналитическая (Аристотель) – политика вытекает из сущности человека, поскольку человек инстинктивно стремится к совместному проживанию.

Период упадка Греции и возвышения Рима характеризовался целым рядом общественно-исторических трансформаций, суть которых состояла в упадке полисной организации общества, превращении Рима в единую мировую державу с новыми формами единоличной власти, юрисдикция которой распространялась на всю территорию, более высокое развитие частнособственнических отношений, дальнейшее развитие частного и публичного права, составивших основу римского права.

Стоики были первыми, кто отличал jus naturale от jus gentum (естественное право от права народов). В русле стоицизма Цицерон сформулировал свою концепцию государства как публично-правовой общности, тем самым, положив начало юридизации государства. Объясняя смысл понятия «res publicae», Цицерон подчеркивал, народ – это не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Цицерон исходил из понимания разумной природы и договорного происхождения общественно-политических институтов. Разумное начало и потребность жить вместе, говорил он, присущи всем людям от рождения, и именно из них вытекает стремление человека к самосохранению. Таким образом, государство основано на естественном праве, которое одинаково для всех народов и во все времена. Естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: