Вопросы общего порядка.
Вы должны хорошо представлять себе, что система налогообложения не существует отдельно, она взаимосвязана с бухгалтерским учетом.
«Бухгалтерский учет» - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Или «Бухгалтерский учет» - это сплошной, непрерывный и документальный учета всех хозяйственных операций.
Основные признаки бухгалтерского учета:
Сплошной учет всех объектов без пропуска.
Объект (учета) – то, что отражают в бухгалтерском счете.
Оборот – это денежный измеритель, записанный в дебите или кредите бухгалтерского счета.
Объекты основных средств – долговременные, более 12 месяцев.
Сквозной однодневный бухгалтерский учет, а так же сквозная нумерация всех хозяйственных операций и бухгалтерских проводок их отражающих.
Документальный – основа правоохранительной функции бухгалтерского учета (защитная функция).
Так же в бухгалтерском учете не применим отрицательный результат.
Бухгалтерский учет (счет) – это двусторонняя таблица.
Дебит – левая сторона бухгалтерского счета
Кредит – правая сторона бухгалтерского счета
Актив – это левая сторона бухгалтерского баланса
Пассив – это правая сторона бухгалтерского баланса.
Одна запись – как называется? – дебит – что это такое? – денежный измеритель – чего денежный измеритель? – хозяйственной операции – а что такое хозяйственная операция? – это любое событие, отраженное в бухгалтерском учете! – а какими могут быть эти события? – приобретение имущества, поступление денег на расчетный счет, отгрузка готовой продукции.
Покупатель должен мне – это дебиторская задолженность (62 счет) отгрузка.
Я должен ему – кредиторская задолженность.
Дебитор, кредитор на итальянском я зыке.
Возникновение бухгалтерского учета в XV веке, Лука Почоле сформулировал.
Хозяйственная операция отражается одним или несколькими бухгалтерскими документами? – несколькими. – А какими? – взаимосвязанными! – А с чем они взаимосвязаны? – с первичным документом бухгалтерским документом! – А почему они взаимосвязаны? – потому что ни один документ не может противоречить первичному хозяйственному документу!
Из первичного бухгалтерского документа что вытекает? – остальные взаимосвязанные документы.
Роль первичного документа – основополагающая.
Первичный бухгалтерский документ – является юридическим основанием на совершение хозяйственной операции.
п.1ст.9 ФЗ №129 – Хозяйственная операция – оправдательный документ «Первичные бухгалтерские документы»
Является оправдательным документом для отчетного, подотчетного, материального лица.
Отличаются ли отчетное, материально ответственное лицо, подотчетное? – конечно отличаются! А чем же они отличаются? – Подотчетное лицо может разово расходовать денежные средства и отчитываться за них. А материально ответственное лицо – это лицо, под ответственностью которого находится какое-то имущество.
Основные средства – это имущество длительного пользования. – А что это за длительное пользование? – Более 12 месяцев, все, что менее 12 месяцев, это краткосрочное пользование.
Что же такое Основные средства? – Это средства труда, которые переносят свою стоимость частями, в течение всего времени полезного использования – это перенесение называется – амортизационным отчислением.
Что можно отнести к основным средствам? – имущество в обособленном виде, все, что вы видите.
Списано имущество (ОС) А им ещё пользуются, как быть с точки зрения бухгалтерского учета? – списали, оценили снова по среднерыночной цене и снова приняли на баланс.
Учетная цена не может быть ниже 0, и среднерыночная может быть выше, чем она была после половины срока полезного использования.
А как можно продать с амортизированное имущество? – А го без принятия к учету нельзя продать, это будет нарушением закона. Его по среднерыночной цене оценивают, как изношенное средство, а затем продают.
А если полностью с амортизированное имущество, не принятое на учет украдено и собственник заявил в правоохранительные органы, хочет найти – если он не примет к учету и не оценит, его имущество не будут искать. А вот когда примет и оценит – у правоохранительных органов появляется основание для поиска. А если не нашли – так и спишут потом, как не найденное, украденное имущество. А весь период пока имущество не найдено – налог на имущество не платится.
Сальдо – это разница между максимальным и минимальным итоговым оборотом, записанная под максимальным итоговым оборотом.
Максимальный итоговый оборот кредитовый, каким будет сальдо? – кредитовое. Если максимальный итоговый оборот дебетовый, то сальдо – дебетовое.
Каждая хозяйственная операция отражается на двух взаимосвязанных бухгалтерских счетах. А как это конструкция называется, конструкция называется, которая содержит два бухгалтерских счета? – бухгалтерская проводка. – А какие реквизиты у бухгалтерской проводки? – их всего 4, порядковый номер хозяйственной операции, он же номер бухгалтерской проводки, счет в первой позиции – это дебит в бухгалтерской проводке, счет во второй позиции – это кредит в бухгалтерской проводке, денежный измеритель. – В ручной бухгалтерской проводке принято отражать кратной т.р., а в компьютерной можно поставить любой. – Это первое следствие из правила двойной записи. Отражение хозяйственной операции на двух взаимосвязанных или корреспондирующих счетах, в конструкции, которая называется бухгалтерская проводка.
Второй свод из правила двойной записи - все таблицы или регистры бухгалтерского учета – двухсторонние.
Бухгалтерская проводка – это двухсторонняя таблица, слева дебит, справа кредит.
Бухгалтерский баланс – двухсторонняя таблица, слева актив, справа пассив.
Что такой бухгалтерский счет – двухсторонняя таблица.
Бухгалтерский баланс – одна из основных форм бухгалтерской отчетности, двухсторонняя таблица:
Слева АКТИВ, справа ПАССИВ.
Основное свойство бухгалтерского баланса: равенство итогов (валюты баланса) актива и пассива.
Актив включает в себя два раздела:
1. Внеоборотные активы, 2. оборотные активы.
Пассив включает в себя три раздела:
1. Капитал и резервы, 2. Долгосрочные обязательства, 3. Краткосрочные обязательства.
Что такое валюта баланса? – Это итог и актива и пассива баланса.
Назовите мне синоним понятия итог актива или пассива? – валюта баланса.
Актив включает два раздела:
I. Внеоборотные активы:
ОС – основные средства
НМА – не материальные активы (компьютерные бухгалтерские программы, доброе имя – имидж, торговая марка) и на торговую марку и на логотип начисляется амортизация.
II. Оборотные активы:
Сырье
Материалы
Денежные средства
Дебиторская задолженность – покупателя, подотчетного лица.
Пассив включает три раздела:
III. Капиталы и резервы:
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль (84 счет) это то что может тратить организация по своему усмотрению, ни кого не уведомляя.
и т.д.
IV. Долговременные обязательства:
Долговременные кредиты – более 12 лет.
V. Краткосрочные обязательства:
Кредиторская задолженность.
Обязательства по налогам и сборам, з/п и т.д.
Две основных формы: Бухгалтерский баланс и отчеты финансовых кредиторов.
Бухгалтерская отчетность. (Формы)
К деньгам прилагается различного рода пояснительные записки.
Всего форм пять. К каждой нужна пояснительная записка. Записки нужна, и нужна общая объяснительная записка, если произошли серьезные изменения в составе обязательств.
А деньги – это имущество? – да!
Назовите состав имущества в общем виде: имущество в материальной форме, в том числе и деньги.
А то такое обязательства? – долги.
А налоги и сборы, данные берутся, из каких бухгалтерских форм? – из регистров бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета – содержат бухгалтерские счета. А для счета в конце отчетного периода рассчитываются сальдо, так вот сальдо является основой для вычисления налогов.
Для налога на прибыль используют сальдо счета 99 «Прибыли и убытки»
Различные виды налогов отражают на субсчетах счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Величину налогов по социальному страхованию отражают на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию» (соответствующие субсчета).
Планы счетов, что это? – это таблица, содержащая номера счетов и их названия, а так же субсчета.
Правила пользования планом счетов отражено в инструкции планов счетов.
Сколько всего планов счетов? – три. Для бюджетных, коммерческих организаций, для банковских организаций.
Для чего предназначено ПБУ? – В Положение по бухгалтерскому учету дается развернутая характеристика принципов отнесения объектов к учетным.
Краткие указания для отнесения объектов к учетным? -
Форма бухгалтерского учета определяется формами регистров бухгалтерского учета. Как называется регистр – так и называется учет.
Две страны обособлены в Бухгалтерском учете (США и Великобритания).
Что такое регистр бухгалтерского учета? – это таблица сводно-накопительная.
Свод – перечень.
Сводный – т.к. много, накопительный, потому что записи делаются в течение отчетного периода.
Отчетный период – год, непрерывно ведется бухгалтерский учет, непрерывно исчисляются налоги.
Налоги отличаются от сборов? – После уплаты налогов не возникают обязательства у государства перед плательщиком. Если не заплатил – то последуют штрафные санкции (пени).
Сбор – это обязательный сбор, после которого у государства возникают обязательства перед плательщиком (акцизная марка, таможня, пошлина)
Участники налогового законодательства кто? – физические и юридические лица.
Физические лица – это граждане, резиденты и не резиденты, иностранные граждане, граждане россии, лица без гражданства.
А где можно посмотреть особенности бухгалтерского учета организации, понятие учетное политика – регулируется положением по учетной политике.
Где можно посмотреть что либо? – в приказе по учетной политике организации.
О налоговых агентах. Кто такие налоговые агенты? – работодатели. А какие обязанности у них? – обязанности своевременно исчислить и перечислить налоги. Налог, по которому работодатель является налоговым агентом – НДФЛ.
А кто является плательщиком страховых взносов? – работодатель.
Работодатель является налоговым агентом страховых взносов? – нет. Он является налогоплательщиком.
Является ли индивидуальный предприниматель (ИП) налогоплательщиком налога на прибыль? – нет. Потому что он работает или по упрощенке или по ЕНВД.
НДС 0% распространяется только на внешнюю торговлю. На страны, которые отражены в государственных договорах, не на все. По ставке 0% организация уплачивает налог, но он возвращается в одной из двух форм. Либо принимается к зачету для возмещения. (Наступает срок платить следующий налог, а платеж предыдущий больше следующего, тогда просто не платится налог и отражают в бухгалтерской отчетности и балансе).
Где посмотреть в бухгалтерском балансе задолженность по НДС (номер раздела)? – пятый раздел (кредиторские обязательства) налоги и сборы.
В каком документе выделяется НДС для того чтобы в последующем можно было отразить в бухгалтерском отчете? – счет-фактура. Документ, отнесенный к документам строгой отчетности. Почему? – При проверке налоговый инспектор запрашивает журнал счетов-фактур. Нет его – и счетов-фактур нет, а значит всё плохо. Если счета уничтожают – то должен быть акт уничтожения. Главное, чтобы счета фактуры все были.