Тема 7. Формирование цен на продукцию предприятия
В экономической теории существуют 2 точки зрения на понятие цены.
1) Марксистская концепция, определяющая цену как денежное выражение стоимости товара. А в свою очередь стоимость товара – это затраты труда на его производство.
,
где С – стоимость капитала (прошлый труд), V – заработная плата, m – прибавочная стоимость.
Согласно этой концепции стоимость есть основа цены, но цена не всегда равна стоимости товара, а зависит от колебания спроса и предложения на товар. И только в одном случае цена равна стоимости, а именно когда спрос и предложение уравновешивают друг друга.
2) Неоклассическая концепция (теория неоклассиков). Цена – это рыночный механизм уравновешивания спроса и предложения. Не только спрос и предложения влияют на цену (как в 1), но и оказывает влияние на спрос и предложение. В основе цены, согласно этой концепции, лежит «нормальная цена» - состояние наиболее эффективного использования всех основных факторов производства., т.е. труда, капитала, земли.