Олигополия
Монополия.
Возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Формы монополии:
Картель – соглашение о количестве выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединения с целью организации совместного сбыта продукции
Трест – монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности фирмы.
Роль монополии двойственна.
|
|
+: Продукция отличается высоким качеством, крупные масштабы помогают снизить издержки и экономические ресурсы
-: Ограничивает выпуск продукции. Отсутствие конкуренции – нет стимула для повышения эффективности за счет ТП.
Антимонопольное законодательство:
В США с 1880 года
В РФ – ФАС в 2004 году
- Рыночная структура, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами
- Продукция как однородна, так и дифференцирована.
- Фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов (все производители олигополистического рынка взаимозависимы)
- Олигополисты часто вступают в сговор по поводу цен и объема продаж, роста прибыли и снижения риска. Сговор бывает тайный и явный.
- Лидерство в ценах – когда все фирмы отрасли устанавливая цены на продукцию, следуют за ценовым лидером, в остальном проводят самостоятельную политику.
- Неценовая конкуренция – обновление выпускаемой продукции, реклама, качество, искусственная дифференциация продукции, качество обслуживания.
Структура рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Большое число продавцов, предлагают дифференц. продукцию (взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность)
Сверхэластичный спрос на продукцию фирмы
+: Наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, увеличение ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразие потребности покупателей.
-: Общество недополучает определенный объем продукта.