Монополистическая конкуренция. Возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара

Олигополия

Монополия.

Возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Формы монополии:

Картель – соглашение о количестве выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединения с целью организации совместного сбыта продукции

Трест – монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности фирмы.

Роль монополии двойственна.

+: Продукция отличается высоким качеством, крупные масштабы помогают снизить издержки и экономические ресурсы

-: Ограничивает выпуск продукции. Отсутствие конкуренции – нет стимула для повышения эффективности за счет ТП.

Антимонопольное законодательство:

В США с 1880 года

В РФ – ФАС в 2004 году

  • Рыночная структура, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами
  • Продукция как однородна, так и дифференцирована.
  • Фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов (все производители олигополистического рынка взаимозависимы)
  • Олигополисты часто вступают в сговор по поводу цен и объема продаж, роста прибыли и снижения риска. Сговор бывает тайный и явный.
  • Лидерство в ценах – когда все фирмы отрасли устанавливая цены на продукцию, следуют за ценовым лидером, в остальном проводят самостоятельную политику.
  • Неценовая конкуренция – обновление выпускаемой продукции, реклама, качество, искусственная дифференциация продукции, качество обслуживания.

Структура рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Большое число продавцов, предлагают дифференц. продукцию (взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность)

Сверхэластичный спрос на продукцию фирмы

+: Наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, увеличение ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразие потребности покупателей.

-: Общество недополучает определенный объем продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: