Тема 7. Рынок ресурсов

Антимонопольное регулирование.

Совершенная конкуренция.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия.

Ценовая политика зависит от действий конкурентов (в отличие от совершенной конкуренции и монополии, где 2 ограничения: предельные издержки и объем спроса)

Нет стандартного подхода к определению оптимального объема производства и цены продукции.

Играют роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологий.

При олигополии наблюдается стабильность цен

Для максимизации прибыли используется сотрудничество и согласование действий фирм.

Например, лидерство в ценах – фирма в отрасли, осуществляя ценообразование, ориентируется на цены установленные компанией-лидером (крупнейшей фирмы отрасли). Учитываются интересы и других фирм.

Фирмы могут увеличивать цены на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей.

Чем меньше конкурентов в отрасли и чем меньше степень дифференциации, тем монополистическая конкуренция ближе к совершенной конкуренции и тем эластичнее спрос.

Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, воспринимают сложившийся рыночный уровень цен как заданный.

- индекс Герфиндаля-Хиршмана, характеризующий степень концентрации рынка

- индекс Лернера, трактующий высокие прибыли как признак монополии.

Индекс Герфиндаля-Хиршмана – сумма квадратов долей (в %) всех компаний/брендов.

IHH = S12 + S22 + … Sn2

Индекс Лернера - в экономической теории - индекс, характеризующий степень монополизированности экономики. Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции равен 0.

Антимонопольное законодательство:

Канада – 1889

США – 1890

3 Направления:

1) Борьба с монополизацией

2) Предотвращение антиконкурентных влияний фирм.

3) Запрет образования картелей

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Специфика формирования цены ресурса:

· Цена услуг труда – заработная плата

· Цена услуг денежного капитала – ссудный процент

· Цена услуг физического капитала – средняя плата за капитал

· Цена использования земли как фактора производства – арендная плата

Дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование:

а) Ограниченность предложения многих видов ресурсов.

Многие виды ресурсов ограничены, так как невоспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То же самое и с плодородной землей. Спрос на высококвалифицированных творческих работников всегда превышает предложение, в то время как предложение обычных товаров всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.

б) Сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс.

Государственное регулирование рынка земли, деятельность профсоюзов.

Получить землю для ее производительного использования достаточно сложно, так как государство определяет правила использования как сельскохозяйственных, так и других земельных угодий (налог на землю, который повышает арендную плату за пользование землей)

Профсоюзы усложняют формирование заработной платы, создавая препятствия как при приеме на работу, так и при увольнении работников. Это ведет к удорожанию рабочей силы на рынке труда.

в) Спрос на ресурс является производным спросом.

Он проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: