Тема 5. Конкуренция

Некоммерческие фирмы.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы распределяются между членами

Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых создана организация. Участники не имеют права имущества.

Фонд – организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, культурные, благотворительные, образовательные и иные цели. Может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественнополезных целей, ради которых и создан.

Соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Классификация конкуренций:

1) Внутриотраслевая – между аналогичными товарами.

Межотраслевая – между товарами различных отраслей.

2) Ценовая – предполагает продажу товаров и услуг поценам, которые ниже, чем у конкурента, либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая – основанная на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

3) Совершенная – свободная конкуренция

Несовершенная - конкуренция в условиях, когда отдельные ​производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, ​которую они производят.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) – идеальный образ конкуренции, при которой:

· на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами

· обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами

· покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах

· существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для

Главная черта – ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске незначительна.

В полном объеме такая конкуренция недостижима.

Несовершенная конкуренция – рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

3 типа:

· монополия

· олигополия

· монополистическая конкуренция

Таблица «Типы рыночных структур»

Типы рыночных структур Совершенная конкуренция Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество фирм Очень большое Одна Небольшое Много
Характер продукции Стандартная Дифференцированная Уникальная Стандартная или дифференц. Дифференц.
Сущ. рыночных барьеров Нет - большие капитальные затраты для начала производства - преимущество более низких затрат у фирм, уже укоренившихся на рынке - приверженность потребителей опр. товару или марке - контроль над источниками сырья, технологией и рынками со стороны уже укоренившихся фирм, осущ. через патенты, лицензии и т.д. - экономия на масштабах производства - патенты – для наукоемких производств - контроль над источниками сырья - высокие затраты на рекламу - рост величины первонач. капитала Низкие патенты, лицензии, торговые марки, фабричное клеймо.
Доступность экон. инф. Полная Некоторые ограничения, инф. недоступна Существ. ограничения Некоторые ограничения
Контроль над ценами Отсутствует Полный. Стремление увеличить цену огранич. величиной спроса конкурента Частичный Частичный
Цен./нецен. конкуренция Неценовая      



double arrow
Сейчас читают про: