Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. В действительности они, как правило, выше конкурентных. Но монополист стремится к максимизации прибыли не на единицу продукции, а всей массы прибыли. Рост же цен не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию данного предприятия (фирмы). Отсюда монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы
.
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
,
где
— лернеровский индекс монопольной власти; Рт — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. И, следовательно,
= 0. Если IL представляет собой положительную величину (
> 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:
.
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:
.
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.
Другой показатель монопольной власти — индекс Хервиндаля—Хиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс). Он характеризует степень концентрации рынка и рассчитывается на основе данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
,
где
— индекс Хервиндаля — Хиршмана;
— удельный вес самой крупной фирмы;
— удельный вес следующей по величине фирмы;
— удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т.е. мы имеем, дело с чистой монополией), то
= 100%, а 1НН = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то
= 1%, а
1НН = 100
=100.






