Монополия и олигополия. Рыночная власть

Основные черты сходства и отличия различных рыночных конкурентных структур.

Основные характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Чистая монополия
Число фирм в отрасли Очень велико (стремится к бесконечности) Велико Одна
Самостоятельность политики Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов невозможно Фирма действует самостоятельно, гак как ей не с кем считаться
Барьеры для вступ­ления в отрасль новых производителей Отсутствуют Слабые Непреодолимые
Эластичность спроса на продукцию отрасли Небольшая Средняя Наименьшая
Получение фирмой экономической прибыли В долгосрочном периоде экономической прибыли нет Фирма может пос­тоянно получать экономическую прибыль
Соотношение цены и предельных издержек Цена равна предельным издержкам (Р = МС) Цена превышает предельные издержки (P>MС)

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и не добросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

• повышение качества продукции,

• снижение цен («война цен»),

• реклама,

• развитие до и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений

НТР и т.д. Основные методы недобросовестной конкуренции:

• экономический (промышленный шпионаж);

• подделка продукции конкурентов;

• подкуп и шантаж;

• обман потребителей;

• махинации с деловой отчетностью;

• валютные махинации;

• сокрытие дефектов и т.д.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворе­ния потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС.

Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за кото­рую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эф­фективность распределения ресурсов, но и максимальная производст­венная эффективность.

Существуют три модели несовершенной кон­куренции: монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исклю­чительное право государства, предприятия, организации, торговца ((т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осу­ществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей приро­де монополия выступает силой, подрывающей свободную конкурен­цию, стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономи­ке возникают различные виды монополий:

естественная монополия, которой обладают собственники и хо­зяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных ру­ках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдика­ты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капита­ла, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбиниро­ванные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемо­го капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприя­тий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промыш­ленного подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900—1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств.

Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выра­жали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они бы­ли не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий кон­курентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а так­же внутри монополий.

Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следу­ющие:

1) лишение сырья, материалов — один из важнейших приемов для Принуждения к вступлению в картель;

2) лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами:

3) лишение подвоза;

4) лишение сбыта;

5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;

6) планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются мнлли-1 оны на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);

7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конку­рентов через государственные органы и т.д.

Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства. Диверсификация представляет собой проникновение монополий опреде­ленной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов.

В последнее время научно-техническая революция породила совершенно противоположную тенденцию — к разукрупнению предпри­ятий, к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70—80% числа всех хозяйственных организаций.

Появление монополий обусловлено возникновением экономиче­ских выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на по­купаемую ими продукцию (например, сырье и др.).

Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая ус­танавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверх­прибыли.

Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у не­скольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над по­купателями. Примером олигополии могут служить три гиганта Автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изде­ри, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рын­ка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бака­лейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприя­тия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

Суть монополистической конкуренции заключается в том, что ка­ждая фирма продает продукцию, на которую существует много близ­ких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма име­ет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференци­ация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: