Источники инвестиций
Важным направлением производственной политики предприятия является управление формированием инвестиционных ресурсов.
В качестве основы для исследования проблемы финансирования инвестиций примем классификацию, согласно которой все источники формирования инвестиционных ресурсов можно разделить на три основные группы: собственные, заемные, привлеченные.
К собственным средствам относятся: чистая прибыль от производственной и финансовой деятельности предприятия; амортизационные отчисления; страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества; средства от продажи основных средств и излишков оборотных средств; средства от реализации нематериальных активов.
Привлеченные средства промышленных предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода и которые могут не возвращаться владельцам.
К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставный фонд предприятия; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями; государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грандов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.
|
|
Заемные средства предприятий – средства, полученные на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой за их использование. Их можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные заемные средства включают: долгосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов; долгосрочные государственные инвестиционные кредиты; средства от выпуска долгосрочных облигаций и других долговых обязательств (на срок свыше года); лизинг и т. д.
Краткосрочные заемные средства: коммерческий (товарный) кредит; средства от выпуска краткосрочных облигаций и других долговых обязательств (срок менее года); краткосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов.
Для оценки эффективности проекта используются следующие показатели:
1) чистый доход;
2) чистый дисконтированный доход;
3) индекс доходности;
4) внутренняя норма доходности;
5) период окупаемости
Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного проекта – разница между поступлениями (притоком средств) и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планирования.
|
|
Использование в практике оценки инвестиционных проектов величины чистого дисконтированного дохода как производного от рассмотренного показателя чистого дохода вызвано очевидной неравноценностью для инвестора сегодняшних и будущих доходов. Иными словами, доходы инвестора, полученные в результате реализации проекта, подлежат корректировке на величину упущенной выгоды в связи с «замораживанием» денежных средств, отказом от их использования в других сферах применения капитала.
Для того чтобы отразить уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности денег» с течением времени, используют коэффициент дисконтирования (α), который рассчитывается по следующей формуле:
α = 1 / (1 + Е)t,
где Е – норма дисконтирования (ставка дисконта), зависящая от величины инфляции, степени риска и приемлемой для инвестора доходности
t – порядковый номер временного интервала получения дохода.
Индекс доходности проекта позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него.
Внутренняя норма доходности – норма дисконта, при которой величина доходов от текущей деятельности предприятия в процессе реализации равна приведенным (дисконтированным) капитальным вложениям (ЧДД=0).
Период окупаемости – минимальный временной промежуток от начала осуществления проекта за пределами которого интегральный эффект становится положительным.
Может быть рассчитан по дисконтированным и недисконтированным денежным потокам.
Инновация – это нововведение в области технологии функционирования социальных, экономических, политических и культурных процессов, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, результат коммерциализации которого обеспечивает существенное повышение эффективности действующих систем.
Инновационная деятельность – это деятельность, связанная с поиском, разработкой и коммерциализацией таких нововведений. Отметим, что в определении нет привязки к эффективности результатов такой деятельности, то есть инновационной будет признаваться как деятельность, дающая положительный результат, так и не дающая.
Инновационная активность – это степень осознанного, прямого, постоянного, активного и эффективного в долгосрочном плане участия в инновационном процессе, направленного на формирование и реализацию инновационного потенциала.
Классификация инноваций:
Эпохальные инновации осуществляются раз в несколько столетий, длятся десятилетиями, ведут к глубоким трансформациям той или иной сферы жизни общества и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства, социокультурному строю, очередной мировой цивилизации.
Базисные инновации выражаются в радикальных изменениях в технологической базе и способах организации производства, государственно-правового и социокультурного строя, духовной жизни и т.д.
Улучшающие инновации направлены на развитие и модификацию базисных инноваций, их распространение в разных сферах с учетом их специфики.
Микроинновации направлены на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемой технологии, экономических, социальных, политических систем и т.п.
Псевдоинновации – ложные пути человеческой изобретательности и предприимчивости, направленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших в своей основе, осужденных на уход с исторической арены технологий, общественных систем и институтов.
Антиинновации – те нововведения, которые носят реакционный характер, обозначают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности.
|
|
Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги и распространяется при практическом использовании.
Под инновационным потенциалом мы понимаем совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, а под его реализацией – применение этих ресурсов для осуществления инноваций.