Источники русского феодального права

Введение.

Середина XVI – середина XVII вв.).

Развитие права в период сословно-представительной монархии в России

Существенные изменения, происшедшие в государственном и общественном строе России в период сословно-представительной монархии не могли не повлиять на развитие права. Для этого периода характерно весьма интенсивное развитие права, увеличение царского законодательства. Царь принимал законы вместе с Боярской Думой и Земским Собором, но постепенно возросло число так называемых именных царских указов, принимаемых царем единолично. Росла нормотворческая деятельность приказов по отдельно подведомственным им вопросам. Значительно больше внимания стало уделяться проблемам кодификации и систематизации правового материала.

Результатом такой работы стало принятие ряда крупнейших законодательных актов этого периода, а именно – Судебника 1550 г.; Стоглава 1551 г. и Соборного Уложения 1649 г.

В период сословно-представительной монархии заметно оживилась законодательная деятельность. Обычаи стали отходить на задний план. Распространение ремесла и торговли, появление мануфактур, рост классовых и внутриклассовых противоречий, развитие государственного аппарата – все это потребовало усиления правового регулирования. В 1549-1550 гг. была проведена большая кодификационная работа, и в июне 1550 г. Земским Собором был утвержден новый Судебник. Судебник 1550г. представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г., его называют еще Царским Судебником. Около 1/3 его статей являются новыми по сравнению с Судебником 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности в 50-е годы XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении. Подробнее говорится в Судебнике о розыске «лихих людей». Статья 52 Судебника 1550 г. гласила, что если подозреваемого обвинили в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. «Облихование» порождало особого субъекта – «лихого человека».

В Судебнике 1550 г. подробнее регламентирован судебный процесс. На основании статей Судебника можно сделать вывод об усилении роли центральных судебных органов, о возросшем значении великокняжеского суда.

Круг регулируемых отношений в Судебнике 1550 г. намного шире, чем в Судебнике 1497 г. В частности, в Судебнике 1550 г. регулируются кабальные отношения и кабальное холопство.

В Судебнике 1550 г. имеет место социальная направленность наказания, т.е. тяжесть наказания прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего.

Увеличилось число деяний, признаваемых преступными.

Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

Есть основания полагать, что Судебник 1550 г. был принят после его обсуждения представителями различных сословий. Безусловно, он был направлен на достижение общегосударственной стабильности после полосы межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание. Царь желал развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России стремились восстановить в полном объеме правовые принципы, закрепленные в Судебнике 1550 г.

После Судебника 1550 г. на церковном соборе 1551 г. был утвержден Стоглав (состоял из ста глав), поэтому получил такое название. Стоглав 1551 г. касался, главным образом церковных вопросов. Он принял решение об упорядочении церковных служб, о поднятии авторитета духовенства и церкви. При составлении Стоглава, использовались нормы церковного права, содержащиеся в Кормчей Книге, Правосудье митрополичьем.

Преступления против церкви до середины XVII века составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государства и церковных инстанций. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья, заточение в монастырь и др.).

После принятия Судебника 1550 г. новые указы, касавшиеся ведомства того или иного приказа записывались в особые книги. В результате появились Указные (или уставные) книги приказов. Кстати, ст. 98 Судебника 1550 г. закрепляла принцип последующей систематизации нормативных актов, не вошедших в судебники. В ней говорилось, что новые указы должны «приписываться» к тексту действовавшего судебника.

Большой интерес представляет собой Уставная книгаРазбойного приказа (1555 - 1556 гг.). Она представляла собой свод уголовных дел, т.е. содержала нормы уголовного права и процесса, которые свидетельствовали об усилении карательной политики, о широком применении «розыска» - инквизиционной формы процесса.

Систематизация нового законодательства в приказах продолжалась и в XVII веке. Об изменении характера вотчинного и поместного землевладения ярко свидетельствует Указная книга Поместного приказа (отражает развитие законодательства с 1626 по 1648 гг.). Эта книга содержит специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.

Но важнейшим памятником права этого времени было Соборное Уложение 1649 г. – кодекс, определивший правовую систему Российского государства на многие десятилетия. Соборное Уложение было первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на места.

Изменения, происшедшие в политическом строе государства к середине XVII века, должны были получить отражение в праве.

Принятие Соборного Уложения было вызвано резким обострением классовой борьбы в середине XVII века. Его принятию предшествовала также упорная борьба дворянства за отмену урочных лет и борьба посадского люда против белых слобод в городах. Восстание 1648 г. в Москве, где посадских поддержали многие дворяне, заставило поторопиться с удовлетворением их требований.

Необходимость кодификации вызывалась и стремлением упорядочить законодательство, собрать его в единый документ, устранить имевшиеся в законах противоречия.

Уложение готовила специальная комиссия во главе с князем Одоевским. Земский Собор утвердил его в феврале 1649 г.

Соборное Уложение 1649 г. – наиболее полный свод правовых норм. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. В Уложение вошли основные положения судебников, Указные книги приказов.

Источниками уложения были также царские указы, думские приговоры, решения Земских Соборов, Стоглав, а также византийское законодательство (Кормчая книга), Литовский статут 1588 г.

Нормы Соборного Уложения регулировали все стороны общественно-политической жизни России и отличались от предшествующих актов определенной системой расположения, хотя и не всегда достаточно четкой. В нем содержались нормы государственного права (гл. 1-9), судоустройства и судопроизводства (гл. 10-15), вещного права (гл. 16-20), нормы уголовного права (гл. 21-22).

Глава I была посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников».

В главах II-III было разработано понятие о государственном преступлении. Под ним подразумевались, прежде всего, действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть безо всякой пощады».

В гл. XI («Суд о крестьянах») собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право, устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись урочные лета для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10).

Глава XIX («О посадских людях») провозглашала ликвидацию частновладельческих слобод в городах, возвращение в тягло «боломестцев», массовый сыск беглых посадских людей. Посадское население отныне прикреплялось к посадам и государеву тяглу.

Главы XVI («О поместных землях») и XVII («О вотчинах») посвящены вопросам дворянского землевладения. В них устанавливались нормы поместной дачи земли по чинам, запрещалась продажа вотчинных земель духовенству. Было узаконено наследование поместий женами и детьми феодалов.

Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая глава X («О суде»). В ней подробно регламентируются порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных пошлин, штрафов.

Глава XXI называется о «Разбойных делах», в главе XXII дан перечень вин, за которые положена смертная казнь или другое наказание.

Надо отметить, что вышеприведенная классификация довольно условна. Казуальность в изложении норм права не была еще преодолена.

Соборное Уложение, как и предшествовавшие ему Сборники, открыто закрепляло привилегии господствующего класса и неравное положение зависимого населения. За «бесчестие» крестьянина штраф 2 руб., гулящего человека – 1 руб., а лиц привилегированного сословия – до 70-100 руб. Главное внимание (и это типично для феодального права) в Соборном Уложении было уделено судопроизводству и уголовному праву.

Уже после Уложения 1649 г. законодательство, отвечая на новые вопросы, поставленные жизнью, осуществлялось в форме новоуказных статей.

Возросшая роль купечества и торговли потребовали издания Торгового устава 1653 г. В нем говорилось о введении единой торговой пошлины – 5% для русских купцов и 6% - для иностранных. Иностранцы могли торговать вне пограничных городов только по особому разрешению.

Подводя итог по вопросу, перечислим источники права (середины XVI – середины XVII веков):

Судебник 1550 г.,

Стоглав 1551г.,

указные книги приказов,

царские указы,

думские приговоры,

решения Земских Соборов,

и как венец всего этого - Соборное Уложение 1649 г.

После Уложения 1649 г. – новоуказные статьи.

а) Гражданское право.

Право собственности. Главным объектом права собственности в этот период являлась земля. В условиях феодального общества поземельное право является важнейшей отраслью права.

Характерные черты феодального поземельного права, которые отличали его от поземельного права любого иного типа, состояли в следующем:

Во-первых, феодальное право собственности на землю было сословным и закрепляло монополиюфеодалов на землю. На этой монополии фактически базировался феодальный строй. Ведь именно монополия феодалов на землю предопределяла феодальную поземельную ренту (в ее разнообразных видах) и повинности крестьян в пользу феодалов.

Во-вторых, феодальное право собственности на землю носило условныйхарактер. Оно предоставлялось под условием несения службы и, прежде всего, военной. Конечно, вотчину можно было передать по наследству, продать, купить, подарить. Но вместе с переходом права на нее новому собственнику переходила и обязанность несения службы. При отказе от службы вотчина могла быть «отписана на государя» и передана иному собственнику, который будет нести службу. Как известно, право собственности состоит из трех элементов: право владения, пользования и распоряжения. И если право владения, пользования, безусловно, принадлежало конкретному собственнику, то право распоряжения «делилось» или (по словам академика Венедиктова) «расщеплялось» и распределялось по ступенькам феодальной иерархии между конкретным собственником и верховным собственником всей земли в государстве – царем. Именно иерархическая структура земельной собственности и соответствующая ей военная иерархия создавала ту силовую структуру, которая охраняла монопольную собственность феодалов на землю, прикрепляла крестьян к земле, заставляла их выплачивать феодальную ренту и нести повинности.

В-третьих, феодальное право собственности на землю неразрывно было связано с господством над сидящим на этой земле населением. Господство это достигалось путем внеэкономического принуждения.

В XVI-XVII вв. различались следующие виды землевладения:

1. земли г осударственные или черные;

2. дворцовые;

3. частновладельческие, которыми владели феодалы на вотчинном и поместном праве;

4. церковные и монастырские (находились в собственности церквей и монастырей).

Чернотяглые земли, которыми владели сельские общины, были собственностью государства. Земли, непосредственно принадлежавшие царю и его семье, назывались дворцовыми. Наибольшее распространение имело поместное землевладение. Поместье и вотчина – основные формы земельной собственности.

Вотчины делились на родовые, жалованные (т.е. выслуженные) и купленные. Родовые и жалованные вотчины не подлежали завещательному распоряжению. Бездетные вдовы не могли наследовать родовые вотчины, чтобы земли не выходили из данного рода. В случае продажи родовых вотчин родичи могли в течение 40 лет выкупить их (право обратного выкупа). На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось. Помимо этого Соборное Уложение 1649 г. запретило дарить и завещать свои вотчины церкви.

Помещики, получавшие за службу землю на началах условного и временного владения, стремились закрепить ее за собой. Оставляя службу, помещики замещали себя сыновьями. Если после смерти помещика оставалась бездетная вдова или вдова с дочерьми, то часть поместья оставалась им на прожиток до выхода замуж или до их смерти. Вдовам давалось на прожиток до 20%, а дочерям до 10% всего поместья (в зависимости от того, убит ли дворянин на войне, умер на службе или дома).

С середины XVI века началось сближение правового статуса вотчины и поместья, а к середине XVII века это сближениезавершилось. Итак, теперь поместья стали передаваться по наследству, их можно было менять на вотчины (но свободно продавать землю, закладывать ее помещики не могли), вотчинники могли.

Соборное Уложение знало право пользования чужой собственностью – сервитут (проезд по чужой дороге, пользование чужим мостом, охота, рыбная ловля на землях, принадлежащих другому владельцу).

Обязательственное право. Широкое распространение получили обязательства из договоров. В XVI-XVII должник отвечал по своим обязательствам имуществом, а неличностью, как было ранее. Если кредитор давал деньги в рост, то он не мог теперь заставить должника на себя работать. Если у неисправного должника была собственность, то взыскание обращалось на имущество. В случае смерти должника, долги переносились на жену и детей. В это время устанавливается правило, по которому отвечали по обязательству супруги друг за друга, родители за детей, дети за родителей, слуги за господ. Долги феодала могли взыскиваться не только с него, но и с его крепостных.

По законодательству XVII века кредитор мог кабалу (долговое обязательство) передать другому лицу, сделав на нем соответствующую надпись, а вот должник мог передать свое обязательство другому только с согласия кредитора.

Договоры, заключенные в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана признавались недействительными.

Предпочтение отдавалось письменной форме заключения договора, а для сделок с землей письменная форма была обязательной. Купчие скреплялись подписью свидетелей, а наиболее важные регистрировались в приказах. По более важным делам свидетелей должно быть пять-шесть человек, по менее важным – два-три человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: