Уступки боевым холопам

Борьба с преступностью

Голод 1601 –1603 годов толкнул на большую дорогу многих, в т.ч. и дворян.

На дорогах от Москвы к Владимиру, Смоленску и рязани были выставлены стрелецкие отряды.

Москву разделили на 11 округов и в каждом поставили члена Боярской думы для организации борьбы с преступностью в городе.

В 1602-1603 годы трудно разграничить разбойные грабежи и голодные бунты.

В 603 указ о немедленном освобождении всех холопов, лишенных пропитания их господами.

Все меры социальной политики не создали долговременной и прочной опоры трону.

Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, и восстановить ее, не затронув интересы дворян, было невозможно.

На репрессивную политику Борис не перешел из-за особенностей характера и стал реформатором- неудачником.

Вновь возникла аристократическая оппозиция. Круги, близкие Романовым, оживили призрак царевича Дмитрия. Из самоубийцы он превратился в невинно убиенного отрока, святого.

3. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРШЕСТВА

Царь Федор не ладил с митрополитом Дионисием. Тот был сторонником Шуйских и был готов развести Федора с Ириной.

В 1586 году Москву посетил патриарх Антиохийский
Иоаким. Переговоры вела светская власть. Митрополитом Московским стал Иов, угодный царю.

Годунов начал переговоры о возведении Иова в сан патриарха. Для этого нужно было согласие константинопольского, антиохийского, александрийского и иерусалимского патриархов (вселенских).

В 1588 в Москву приехал константинопольский патриарх Иеремия.

Царь приказал воеводам встречать его со всем почетом «как своего митрополита» и обеспечить, чтобы в церквях было «чинно и людно».

Патриарх привез многочисленные святыни в дар русской церкви.

В Москве на встречу с царем патриарх ехал на «осляти», а митрополиты на конях.

Иеремии предложили самому стать патриархом Владимирским (не московским). Пришлось отказаться за незнанием языка и обычаев (да и не престижен Владимир). Но патриарх согласился благословить патриархом русским того, кто знает русский язык и будет годен русскому государю, и дать в будущем разрешение на самостоятельное поставление главы русской церкви.

В начале января 1589 Боярская Дума и Освященный собор стали обсуждать кандидатуру русского патриарха.

Кандидатуры: митрополит Иов, архиепископ Новгородский Александр, архиепископ Ростовский Варлаам.

Выбран Иов.

Наречение его в патриархи Иеремия провел в царских палатах, тем самым из церемонии выпал пункт о благодарении Иовом Иеремии. Иов благодарил царя. Иеремии пришлось назвать московского царя святым.

Политика возвышения национальной церкви удовлетворила тщеславие русской знати и добавила популярность и царю Федору.и конюшему Годунову.

Раздача вновь учрежденных церковных постов склонила на сторону светской власти многих иерархов церкви. Были учреждены две митрополии, шесть архиепископий, шесть епископий.

Уложенную грамоту о переменах в русской церкви составили в царской канцелярии. Иеремия подписал ее и отбыл с подарками.

В 1590 году грамоту заочно подписали и другие вселенские патриархи. Теперь считалось, что патриаршество в Москве утверждено навсегда.

Значение введения патриаршества:

Рост международного авторитета не просто русской церкви, а государства в целом.

Подчиненное положение церковной высшей власти от светской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: