Становление и развитие экономической истории как науки

Место экономической истории среди других экономических дисциплин.

Периодизация экономической истории.

Методы, функции и принципы познания экономической истории.

Становление и развитие экономической истории как науки

Тема 1 Предмет, метод, функции экономической науки

Становление экономической истории как науки относится к 18 в. В этот период экономическая история была тесно связана с другими дисциплинами. Отдельные проблемы по экономической истории разрабатывались в экономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах» 1662 г.), в трудах французских исследователей, в работе А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1775 г.). В середине 19 ст. происходит формирования экономической истории как самостоятельной науки.

Факторы становления экономической истории, как самостоятельной дисциплины:

1. формирование технической и социально-экономической базы капиталистического способа производства.

2. Кризис буржуазной политэкономии.

3. Утверждение исторического (историко-генетического) метода в познании экономических процессов и явлений.

Результатом выделения экономической истории, как самостоятельной дисциплины, явилось включение её преподавания в высшей школе разных стран. В 1881-1882 гг. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан курс лекций по экономической истории. В этом же году в Базельском университете лекции прочитал по этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории был прочитан В.Ф. Левитским в 1885-1886 гг. в Ярославле в Демидовском юридическом лицее. В 1889 г. М.М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.

Первая кафедра экономической истории была создана в начале 20 в. У.Эшли в Гарвардском университете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерском университете. В России подобную кафедру открыли в МГУ в 1947 г.

Теоретико-методологическую базу экономической истории разработали К. Маркс и Ф. Энгельс развив, разработанный Гегелем диалектический метод познания действительности. К. Маркс применил данный метод к изучению всех сфер объективной действительности, включая природу общество, мышление.

Значительный вклад в развитие историко-экономической науки во второй половине 19-начале 20 в. внесли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М.М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Германская, английская, русская школы получили не только европейскую, но и мировую известность.

В 20-40 е годы 20 ст. развивается школа «Анналов» во Франции. Выдающимися её представителями стали М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, последний является крупнейшим историком-экономистом 20 ст.

В послеоктябрьский период существенный вклад в развитие этого научного направления внесли советские ученые И.М. Кулишер, Ф.Я. Полянский, П.А. Хромов, В.Т. Чунтулов и др.

За полтора столетия существования науки масштаб изучения экономических процессов и явлений реальной действительности значительно изменился. На начальном этапе экономической историей изучались отдельные страны мира, наиболее крупные и развитые. Изучались отдельные этапы социально-экономического развития этих стран. Затем стали изучаться целые континенты, а потом экономика мира в целом. Это дало основание ряду исследователей изменить название дисциплины с «Экономической истории» на «Историю мировой экономики».

В ходе развития науки расширился понятийный аппарат. Уже во второй половине 19 в. применялись такие понятия, как «экономическая эволюция», «стадии экономического развития», «исторические формы сельскохозяйственного производства», «исторические формы промышленности», «экономическая революция». На современном этапе экономическая история использует понятия синергетики такие как: «диссипативная система», «бифуркация» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: