Реформирование командно административной системы в послевоенный период

Варианты социально-экономического развития страны и их реализация в 20-е годы ХХ столетия.

В феврале 1917 года в результате осуществления буржуазно-демократической революции к власти пришло Временное правительство. Однако оно оказалось не в состоянии продолжить социально-экономические преобразования.

Причины краха экономической политики временного правительства.

1. Наличие глубоких диспропорций между важнейшими отраслями народного хозяйства.

2. Отсутствие развитой рыночной экономики.

3. Отсутствие сформировавшегося класса буржуазии.

4. Несоответствие проводимой Временным правительством политики текущему моменту (не решили основные вопросы выхода из войны и аграрный).

5. Несоответствие используемых правительством экономических методов ….. реальному состоянию экономики (не готово было обеспечить города и армию продовольствием. экономическими средствами т.к производство не располагало необходимым количеством производственных товаров, которые можно было обменять на сельскохозяйственные товары).

В сентябре 1917 года в результате Октябрьской революции к власти пришла партия большевиков.

После прихода к власти большевиков. В стране сложились условия реализации двух вариантов социально-экономических преобразований:

- крайне революционного военно-коммунистического, который был основан на абсолютизации административных мер, т.е политике «военного коммунизма»;

- умеренно-реформистского, допускающего соединение рыночных и административных элементов, т.е новой экономической политики (НЭП).

С сентября 1918 года реализовано первый вариант

Причины реализации политики «военного коммунизма»:

1. Саботаж управленческой элиты.

2. Отказ крестьянства от сотрудничества с Советской властью.

Основные элементы политики «военного коммунизма»:

1) Национализация торговли (Декретами 21, 28 ноября)

Введение продразверстки изъятие прибавочного, а нередко и необходимого продукта без соответствующего эквивалентного возмещения.

Централизованное распределение хлеба: соответствие эквиваленту возмещения

Объявление свободной торговли государственным преступлением.

2) Национализация всей промышленности.

3) Введение всеобщей трудовой повинности.

Осуществление мер «военного коммунизма» оттолкнуло крестьян от большевистской партии и создало социальную базу для гражданской войны.

В ходе гражданской войны сложились предпосылки для осуществления 2-го варианта социально-экономических преобразований.

Предпосылки нэповского варианта преобразований:

1) земельная аристократия была окончательно отстранена от политической власти;

2) к власти пришли представители преимущественно промышленного сословия;

3) была сломана старая структура государства и создана новая государственная распределительная система;

4) были сглажены значительно диспропорции между сельским хозяйством и промышленностью;

5) в ходе войны было достигнуто с крестьянами соглашение о «дани» городу.

В период с марта 1921 года в стране осуществлялась новая экономическая политика (НЭП).С декабря 1922 года по 1928 НЭП осуществлялась в рамках СССР

Содержание НЭПа:

1) Осуществление налоговой реформы в сельском хозяйстве предполагало замену продразверстки натуральным продналогом (начислялось в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличие скота и полученного урожая).Размер полналога устанавливался до начала сельскохозяйственных работ и носил строго дифференцированный характер.

2) Предоставление концессий (т.е предоставление Советским государством иностранному капиталу предприятий или территорий для разработки ее ресурсов и осуществление контроля за их использованием).

3) Перевод предприятий на хозрасчет (оперативная самостоятельность или самоокупаемость).

4) Реформа финансовой системы, которая предполагала:

а) формирование советской кредитныой системы;

б) ликвидация дефицита госбюджета;

в) проведение денежной реформы

С 1928 года начинается политика сворачивания НЭПа

Причины отказа от НЭПа:

1) была восстановлена промышленность, а следовательно и воспроизведена диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством;

2) значительные социальные изменения внутри партии;

3) был осуществлен захват власти внутри партии военными коммунистами во главе со Сталиным;

4) у сторонников НЭПа отсутствовала разработанная теория и практическая программа реализации данного проекта;

5) наличие у военных коммунистов опыта осуществления административной связи между укладами (политика военного коммунизма);

6) наличие соответствующих политики «военного коммунизма» организационно-экономических структур (община с ее круговой порукой, которая была трансформирована в колхозы и совхозы)

Ускоренное развитие индустриального сектора возможно было только благодаря государственной мобилизации ресурсов и только через создание государственного спроса.

В ходе большого скачка 1928-1933 годов сформировалась командно-административная система (КАС). Ее основой явился механизм внеэкономического перераспределения ресурсов из рентабельных отраслей сельского хозяйства в нерентабельные отрасли добывающей и тяжелой промышленности.

Таким образом, формирование командно-административной системы было обусловлено конкретно-историческими условиями сложившимся в стране, наличием соответствующих объективных социально-экономических и субъективных политико-идеологических предпосылок, т.е теми особенностями социально-экономического развития страны, которые обнаружились в начале ХХ столетия.

3. Командно административная система (КАС): сущность, особенности функционирования, основные черты

Командно-административная система - это система, в которой ресурсы распределяются центральными органами или правительством. Структурными элементами системы явились государственная собственность на средства производства и система централизованного материально-технического снабжения хозяйствующих субъектов. Основой КАС явилось директивное (централизованное) планирование. Централизованный экономический план предполагал разработку плановых заданий по регионам, отраслям,отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Такие плановые задания обязательные для выполнения, доводились до каждого субъекта планирования.

Схема взаимодействия государства и экономики в условиях КАС имеет вид:

 
 


Рисунок 9.1 - Схема взаимодействия государства и экономики в условиях КАС

Отсутствие обратной связи означало отсутствие у потребителей рычагов воздействия на предприятия. Такими рычагами являлись ценовые сигналы возникающее на основе платежеспособного спроса населения.

В такой системе хозяйствования отсутствует обратная связь между потребителями и производителями (на схеме это представлено стрелками, которые направлены от государственных предприятий к потребителю сверху вниз).

Реализация хозяйственных решений в системе, основанной на плановых директивах, можно проиллюстрировать на графике:

 
 


Рис. 9.2 - Реализация хозяйственных решений в плановой директивной экономике

При определении планового задания на определенный временной период центр фиксирует объем предложения(S1S1).

Одновременно устанавливается административная цена Р1,предполагающая точку равновесия Е1 в точке пересечения спроса D1 и предложения S1.

Назначая административную цену, плановые органы исходят из нереальной предпосылки, что спрос в течение определенного периода времени не изменится, что означает отсутствии каких-либо изменений в потребностях населения.

В том случае, если спрос на запланированную продукцию поднялся до уровня D2D2, то при фиксированной цене Р1 спрос на продукцию составит ОS2 вместо прежнего OS1.

При неизменном запланированном предложении образуется дефицит в размере S1S2.

В условиях свободного рыночного ценообразования изменение спроса до уровня D2D2 повлекло за собой изменение цены до уровня Р2 и перемещения точки равновесия в точку Е1-2, что сделало бы невозможным дефицит.

В случае падания спроса до уровня D3D3 объем спроса составляет величину ОS3 при цене Р1, а предложение по- прежнему составит величину OS1 , возникает излишек в объеме S1 S3.

В условиях рыночного ценообразования при изменении спроса до уровня D3D3, цена понизилась бы до Р3, а также равновесие переместилось в точку Е1-3, без возникновения излишка.

В своем развитии КАС прошла два этапа:

1-й этап начало 1930 –начало 1950годов;

2-й этап 50-е начало 90-х годов 20 столетия.

1-й этап.Становление и утверждение КАС.

На данном этапе ресурсы сельского хозяйства не исчерпаны.

Душевое производство продовольствия превышает душевые потребления.Страна продолжает оставаться экспортером продовольствия.

Экономика относительно замкнута (автаркична), экспорт продукции обрабатывающих отраслей ограничен.

Экспорт сельскохозяйственной продукции (минеральное сырье) обеспечивают валютные поступления необходимых для заимствования технических достижений у промышленно развитых стран.

Доля экспорта в ВВП резко снижается и затем долго поддерживается на устойчиво низком уровне (военно-мобилизационная модель формирования развития).

Таким образом, КАС на 1-м этапе своего развития имела конкретно-историческую форму. На данном этапе ее можно определить как систему основу которой составляет механизм внеэкономического перераспределения ресурсов из рентабельных отраслей сельского хозяйства в нерентабельные отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности.

Основные черты КАС на первом этапе:

1 Координация хозяйственной деятельности на основе прямых распределительных актов;

2 Ликвидация системы рынков как основы микроэкономического регулирования;

3 Господство государственной собственности;

4 Ликвидация независимой от власти легитимной частной собственности;

5 Доминирующая роль государства в мобилизации национальных сбережений, их распределение и использовании;

6 Догоняющая и импортозамещающая индустриализация на базе перераспределения ресурсов из аграрной сферы в промышленность, как основа структурной политики;

7 Уравнительное распределение, отсутствие высокой дифференциации доходов;

8 Жестокий политический контроль исключающий любые несанкционированные формы массовой активности;

9 Наличие мессианской идеологии проповедующей необходимость добровольного самоограничения и самоотверженного труда.

Таким образом, КАС на этапе своего становления представляла собой военно - мобилизационную модель хозяйствования, обеспечивающую форсированное развитие базовых отраслей экономики.

В послевоенный период командно административная система как модель форсированного развития базовых отраслей за счет эксплуатации ресурсов сельского хозяйства исчерпала себя.

В1950 г не был достигнут довоенный уровень производства. Площади под зерновыми и урожайность зерновых не достигли уровня 1940 года.

Меры направленные на стимулирование сельского хзяйства:

1. В 1950 году были предприняты меры по укрупнению колхозов (из 236,9 тыс колхозов было образовано 121,4 тыс.)

2. Увеличен парк сельскохозяйственных машин, расширена ремонтная база сельскохозяйственной техники;

3. В сельское хозяйство по призыву партии были вовлечены тысячи коммунистов и беспартийных;

4. Повышены заготовительные и закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты, снижены обязательные их поставки;

5. С1954 года начинается освоение целины.

Преобразования в сельском хозяйстве были дополнены преобразованиями в промышленности.

Преобразования в промышленности:

1. С февраля 1957 г начал осуществляться переход от централизованного отраслевого планирования к территориальному управлению промышленного хозяйства по экономическим административным районам в рамках совнархозов.

2. Организация социальных соревнований.

3. Началось техническое перевооружение транспорта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: