Применение руководителями научных подходов к менеджменту

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Методологическую основу процессам подготовки и реализации УР составляет системный подход. Системный подход – это одно из методологических направлений современной науки, связанный с представлением, изучением и конструированием объектов как систем.

Система – множество упорядоченных элементов, свя­занных между собой по определенному признаку. При­знаки системы: множество элементов (два и более), на­личие связей между ними, представление как единого целого (отсутствие лишних и недостающих элементов), относительная свобода элементов друг от друга, наличие общей цели, наличие иерархии управления, наличие свя­зи с внешней средой, присутствие гармонии отношений эффект положительной эмерджентности или синергии.

Основным элементом системы является человек, его интересы и потребности. В системе нет лишних элемен­тов и связей. Системный подход включает анализ и син­тез объекта управления, в том числе управленческого решения.

Требования системного подхода:

- соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества;

- соответствие целей подразделений и групп компа­нии общим ее целям;

- на первом плане – измеряемые цели, на остальных – цели в общем виде;

- реализация каждой цели оценивается ее эффектив­ностью (экономической, организационной, идеологической и т.д.);

- каждая выполненная цель должна приближать вы­полнение более крупной (перспективной). Цели могут иметь некоторую степень вложенности в миссию компа­нии.

Основные задачи системного подхода:

- разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объек­тов как систем;

- построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели дина­мики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления и др.;

- исследование методологических оснований различ­ных теорий систем.

Системный подход не имеет фиксированной предмет­ной области. Он направлен на формирование характера, направления и стиля научного мышления при исследо­вании какого-либо процесса. Системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элемен­тов, а коренится в характере связей и отношений между ключевыми элементами.

Диалектический метод составляет основу системного подхода. Метод предполагает:

- анализ объективного мира как целого, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены;

- понимание того, что как объективный мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и зако­номерном движении и изменении (обновлении, прогрес­сивном развитии или деградации);

- неизбежность внутренних противоречий как источ­ника изменений.

Процедуры системного подхода при подготовке и реа­лизации управленческого решения (ПРУР):

1. Выделение наиболее важных (приоритетных) эле­ментов или процессов при ПРУР:

- приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объем продаж, качество и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс ее получения (например, ориентация на диплом или на получение знаний);

- приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание, отдых, жилье и др.);

- приоритеты в социальной сфере деятельности пер­сонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и орга­низация и др.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы.

2. Выделение элементов второго уровня в техничес­ки, биологической и социальной сфере деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР, чтобы акцен­тировать внимание на главном и не углубляться в мелочи (мелочи нужно знать!).

3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учетом его истории (с чего это на­чиналось и к чему пришло).

4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов, необходимых для ПРУР.

5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.

В процессе развития теории и практики управления сложился ряд так называемых «школ в управлении».

Наиболее известны среди них: школа научного управления (1885 – 1920 г.г.), классическая или административная школа управления (1920 – 1950 г.г.), школа человеческих отношений или неоклассическая школа (1930 – 1950 г.г.), поведенческо-бихевиористская школа или школа поведенческих наук
(1950 г. – по настоящее время).

Анализ теории и практики управления позволил сформулировать 13 научных подходов к менеджменту. Среди них: системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный (математический); административный; поведенческий; ситуационный. Все они характеризуют тот или иной аспект менеджмента, дополняя друг друга.

Системный подход рассматривает любую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, которая имеет вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь.

Применение комплексного подхода позволяет учесть технические, экономические, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход к менеджменту предполагает исследование и упрочение связей между подсистемами и элементами системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления, субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход ориентирует управляющие подсистемы при разрешении проблем на потребителя. При этом основные усилия направляются на повышение качества, экономию ресурсов потребителей, экономию ресурсов в производстве.

Функциональный подход рассматривает потребность как совокупность функций, которые необходимо выполнить для ее удовлетворения.

Динамический подход заключается в рассмотрении объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности,
в проведении анализа за 5–10 лет и разработке перспективного прогноза развития объекта.

Воспроизводственный подход заключается в ориентации менеджеров на постоянное возобновление производства товара или услуги для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, чем в предшествующем цикле, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

В основе процессного подхода – рассмотрение процесса управления как суммы взаимосвязанных функций управления, серии взаимосвязанных непрерывных действий.

Особенность нормативного подхода состоит в установлении нормативов по всем элементам системы менеджмента: целевой, функциональной и обеспечивающей подсистемам.

Количественный подход основывается на переходе от качественных к количественным оценкам за счет использования математических, статистических и инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и т.п.

Содержанием административного подхода является регламентация прав, обязанностей, функций, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход опирается на социальное взаимодействие, мотивацию, авторитет и лидерство, коммуникативные процессы, богатство содержания и высокий уровень качества трудовой жизни.

Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что пригодность различных методов управления определяется условиями конкретной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: