ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Методологическую основу процессам подготовки и реализации УР составляет системный подход. Системный подход – это одно из методологических направлений современной науки, связанный с представлением, изучением и конструированием объектов как систем.
Система – множество упорядоченных элементов, связанных между собой по определенному признаку. Признаки системы: множество элементов (два и более), наличие связей между ними, представление как единого целого (отсутствие лишних и недостающих элементов), относительная свобода элементов друг от друга, наличие общей цели, наличие иерархии управления, наличие связи с внешней средой, присутствие гармонии отношений эффект положительной эмерджентности или синергии.
Основным элементом системы является человек, его интересы и потребности. В системе нет лишних элементов и связей. Системный подход включает анализ и синтез объекта управления, в том числе управленческого решения.
Требования системного подхода:
- соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества;
- соответствие целей подразделений и групп компании общим ее целям;
- на первом плане – измеряемые цели, на остальных – цели в общем виде;
- реализация каждой цели оценивается ее эффективностью (экономической, организационной, идеологической и т.д.);
- каждая выполненная цель должна приближать выполнение более крупной (перспективной). Цели могут иметь некоторую степень вложенности в миссию компании.
Основные задачи системного подхода:
- разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов как систем;
- построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели динамики систем, их целенаправленного поведения, развития, иерархического строения, процессов управления и др.;
- исследование методологических оснований различных теорий систем.
Системный подход не имеет фиксированной предметной области. Он направлен на формирование характера, направления и стиля научного мышления при исследовании какого-либо процесса. Системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится в характере связей и отношений между ключевыми элементами.
Диалектический метод составляет основу системного подхода. Метод предполагает:
- анализ объективного мира как целого, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены;
- понимание того, что как объективный мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении и изменении (обновлении, прогрессивном развитии или деградации);
- неизбежность внутренних противоречий как источника изменений.
Процедуры системного подхода при подготовке и реализации управленческого решения (ПРУР):
1. Выделение наиболее важных (приоритетных) элементов или процессов при ПРУР:
- приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объем продаж, качество и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс ее получения (например, ориентация на диплом или на получение знаний);
- приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание, отдых, жилье и др.);
- приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и организация и др.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы.
2. Выделение элементов второго уровня в технически, биологической и социальной сфере деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР, чтобы акцентировать внимание на главном и не углубляться в мелочи (мелочи нужно знать!).
3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учетом его истории (с чего это начиналось и к чему пришло).
4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов, необходимых для ПРУР.
5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.
В процессе развития теории и практики управления сложился ряд так называемых «школ в управлении».
Наиболее известны среди них: школа научного управления (1885 – 1920 г.г.), классическая или административная школа управления (1920 – 1950 г.г.), школа человеческих отношений или неоклассическая школа (1930 – 1950 г.г.), поведенческо-бихевиористская школа или школа поведенческих наук
(1950 г. – по настоящее время).
Анализ теории и практики управления позволил сформулировать 13 научных подходов к менеджменту. Среди них: системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный (математический); административный; поведенческий; ситуационный. Все они характеризуют тот или иной аспект менеджмента, дополняя друг друга.
Системный подход рассматривает любую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, которая имеет вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь.
Применение комплексного подхода позволяет учесть технические, экономические, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Интеграционный подход к менеджменту предполагает исследование и упрочение связей между подсистемами и элементами системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления, субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход ориентирует управляющие подсистемы при разрешении проблем на потребителя. При этом основные усилия направляются на повышение качества, экономию ресурсов потребителей, экономию ресурсов в производстве.
Функциональный подход рассматривает потребность как совокупность функций, которые необходимо выполнить для ее удовлетворения.
Динамический подход заключается в рассмотрении объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности,
в проведении анализа за 5–10 лет и разработке перспективного прогноза развития объекта.
Воспроизводственный подход заключается в ориентации менеджеров на постоянное возобновление производства товара или услуги для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, чем в предшествующем цикле, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
В основе процессного подхода – рассмотрение процесса управления как суммы взаимосвязанных функций управления, серии взаимосвязанных непрерывных действий.
Особенность нормативного подхода состоит в установлении нормативов по всем элементам системы менеджмента: целевой, функциональной и обеспечивающей подсистемам.
Количественный подход основывается на переходе от качественных к количественным оценкам за счет использования математических, статистических и инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и т.п.
Содержанием административного подхода является регламентация прав, обязанностей, функций, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.
Поведенческий подход опирается на социальное взаимодействие, мотивацию, авторитет и лидерство, коммуникативные процессы, богатство содержания и высокий уровень качества трудовой жизни.
Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что пригодность различных методов управления определяется условиями конкретной ситуации.