Включенное полевое наблюдение

Полевое исследование

Н. Смелзер. Социология. Глава 1.

Неструктурированное наблюдение

Наблюдатель опирается лишь на общий, принципиальный план наблюдения, которое обычно предшествует основному, более глубокому этапу исследования. Все, что попадает в поле зрения исследователя, подробно заносится в дневник наблюдения.

Дополнительный материал

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями "Чикагской школы", которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. Например, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.

В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер. Поэтому исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на основе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всех футбольных командах.

.......

В отличие от лабораторного эксперимента проведение полевого наблюдения часто не связаны с проверкой гипотезы. Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Поэтому он сам отправляется в тюрьмы, бары, закоулки, конторы и т.п. Другими словами, включенное полевое наблюдение проводится в обстановке, где обычно проявляется исследуемое поведение. Хотя на начальном этапе работы "в поле" об исследователе может сложиться предвзятое мнение, обычно он старается ослабить такое впечатление. Например, Уайт (1943), проводивший классическое исследование итальянских трущоб, пояснил, что сначала он старался наблюдать все вокруг - ничего нельзя было упустить, поскольку, как ему представлялось, он не определил самые важные задачи исследования. Однако по мере ознакомления исследователя с людьми и с ситуацией зарождаются некоторые гипотезы. Они могут быть проверены в процессе работы "в поле" или стать темой для дальнейшего исследования.

Одна из самых трудных задач включенного полевого исследования - наблюдение событий без воздействия на них. Само присутствие исследователя может изменить ситуацию. Например, ученый, живущий в городской трущобе, наверное, обладает более высоким уровнем образования, чем люди, которых он изучает. У них может возникнуть представление, что он принадлежит к более состоятельному классу, и это. возможно, вызовет почтение или враждебность с их стороны. Трудно избежать этой проблемы и потому, что полевые исследователи выступают то в роли участников событий, то наблюдателей. Умение сочетать эти роли имеет решающее значение. Роль участника позволяет понять опыт других людей и завоевать их доверие. Но необходима и роль наблюдателя, чтобы сохранить беспристрастность и объективность.

Обычно предполагается, что любые изменения, вызванные присутствием исследователя, со временем уменьшаются. Однако они не исчезают полностью. Например, даже год спустя один из участников исследования Уайта признал, что присутствие социолога мешало ему вести себя естественно. "Теперь, когда я что-то делаю, - рассказывал он, - я вынужден думать о том, что вас интересует в моем деле".

Подобно любой науке, социология стремится к обобщениям. Однако возможность обобщения результатов полевых исследований может быть ограничена не только из-за вероятности воздействия исследователя на поведение людей, но и тем, что обстановка, выбранная для исследования, не всегда типична для других условий и, следовательно, не может служить основой для обобщения. Решение этих проблем связано с трудностями. Спорные вопросы, возникающие в этих случаях, придают особую важность соответствующей подготовке перед началом полевого исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: