Сущность и принципы налогообложения резидентов от внешнеэкономических операций по экспортно-импортным сделкам в Республике Беларусь
Виды налогов и их классификация.
Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей. А практическая реализация форм и методов сущности налоговых отношений формирует налоговую систему государства. Таким образом, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налогами признаются денежные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства, имеющие обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.
|
|
Сборы представляют собой разновидность налоговых платежей, имеющих целевой характер, направляемых на финансирование общегосударственных нужд и муниципальных образований.
Пошлинами признаются обязательные денежные платежи, уплачиваемые при совершении налогоплательщиком либо в отношении налогоплательщика юридически значимых действий.
Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих его роль в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора.
Типовые признаки позволяют разделить все виды налогов на родственные группы, т.е. составляют основу налоговой классификации.
Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:
• объект налогообложения;
• источник уплаты налогов;
• субъект уплаты;
• способ изъятия;
• назначение платежа;
• механизм исчисления;
• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.
Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:
• имущественные;
• ресурсные или рентного характера;
• взимаемые с оборота, выручки от продаж;
• налоги на потребление;
• налоги на прибыль (доход) или капитал.
Рис. 1. Классификация налогов
|
|
В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их использования (рис. 1). Прямые налоги взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наиболее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного налогообложения различных видов доходов) формы изъятия налога и практикуют исчисление его у источника выплаты с последующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессионального характера. Ставки применяются в основном прогрессивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода.
Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Японии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).
К прямым также можно отнести налоги на прибыль (доходы) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчисления в фонды социального страхования и др. Налоги на прибыль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текущего года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предпринимательской деятельности: применение ускоренной амортизации, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.
В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ниже обложения доходов корпораций и физических лиц. В налоговых поступлениях развитых зарубежных стран налог m прибыль занимает не более 10%.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, работ или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.
По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют налоги федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.
Налогообложение резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством и за исключением особенностей уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых при пересечении границы) практически аналогично налогообложению во внутриреспубликанском обороте.
Взимание таможенных платежей регулируется таможенным и налоговым законодательством.
В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь к таможенным платежам относятся:
таможенные сборы;
ввозные и вывозные таможенные пошлины;
налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию.
Плательщиком таможенных платежей, а также процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенной пошлины, акцизов, НДС является декларант.
Объектами обложения таможенными платежами являются:
товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь;
|
|
условия совершения в отношении организаций и физических лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налогообложение внешнеэкономических операций основывается на принципах взимания косвенных налогов. Такими принципами при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) являются:
принцип взимания налогов по стране назначения товаров –– освобождение от налога экспортных (вывозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам;
взимание налогов по стране происхождения товаров –– налогообложение экспортируемых (вывозимых) товаров и освобождение от налогообложения импортируемых (ввозимых) товаров.
Принцип взимания налогов по стране назначения товаров широко используется в мировой практике. Республика Беларусь применяет его со всеми странами мира. Налогообложение при реализации экспортируемых товаров в страны, с которыми определен принцип взимания налогов по стране назначения товаров, производится по ставке 0%. Эта ставка действует и при экспорте отдельных видов услуг и работ:
при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке и иных работ (услуг) непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья.
Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг).
Определяющими элементами таможенного регулирования являются таможенные процедуры и таможенные режимы, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), страна происхождения товара и его таможенная стоимость.
Товары перемещаются через таможенные границы в соответствии с их таможенными процедурами и режимами.
Таможенная процедура – это совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования и помещения под таможенный режим.
|
|
Таможенный режим – это совокупность положений, которые определяют для таможенных целей статус товаров, перемещаемых через таможенные границы Республики Беларусь.
Таможенные процедуры и режимы определяют порядок перемещения через таможенные границы в зависимости от их назначения, условий нахождения на или вне таможенной территории, устанавливают условия, в которых могут использоваться товары, а также права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товарам, помещаемым под конкретные процедуры и режимы. В зависимости от таможенных режимов и процедур осуществляется уплата таможенных платежей.
Таможенным кодексом Республики Беларусь определены следующие таможенные процедуры:
таможенного транзита;
временного хранения товаров;
ввоза транспортных средств международной перевозки;
вывоза транспортных средств международной перевозки;
ввоза припасов;