Таможенные режимы и таможенные процедуры

Сущность и принципы налогообложения резидентов от внешнеэкономических операций по экспортно-импортным сделкам в Республике Беларусь

Виды налогов и их классификация.

Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удов­летворения общегосударственных потребностей. А практичес­кая реализация форм и методов сущности налоговых отноше­ний формирует налоговую систему государства. Таким обра­зом, налоговая система представляет собой совокупность пре­дусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязаннос­тей налогоплательщиков, налоговых органов и других участни­ков отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение нало­гового законодательства.

Налогами признаются денежные платежи, взимаемые с ор­ганизаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства, имеющие обязательный, безэквива­лентный и безвозмездный характер.

Сборы представляют собой разновидность налоговых плате­жей, имеющих целевой характер, направляемых на финанси­рование общегосударственных нужд и муниципальных образо­ваний.

Пошлинами признаются обязательные денежные платежи, уплачиваемые при совершении налогоплательщиком либо в от­ношении налогоплательщика юридически значимых действий.

Отдельный налог характеризуется набором типовых при­знаков, определяющих его роль в экономическом механизме го­сударства, правила расчета и сбора.

Типовые признаки позволяют разделить все виды налогов на родственные группы, т.е. составляют основу налоговой клас­сификации.

Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:

• объект налогообложения;

• источник уплаты налогов;

• субъект уплаты;

• способ изъятия;

• назначение платежа;

• механизм исчисления;

• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.

Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:

• имущественные;

• ресурсные или рентного характера;

• взимаемые с оборота, выручки от продаж;

• налоги на потребление;

• налоги на прибыль (доход) или капитал.

Рис. 1. Классификация налогов

В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их ис­пользования (рис. 1). Прямые налоги взимаются непосред­ственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наибо­лее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного на­логообложения различных видов доходов) формы изъятия на­лога и практикуют исчисление его у источника выплаты с пос­ледующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессио­нального характера. Ставки применяются в основном прогрес­сивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода.

Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Япо­нии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).

К прямым также можно отнести налоги на прибыль (дохо­ды) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчис­ления в фонды социального страхования и др. Налоги на при­быль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текуще­го года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предприни­мательской деятельности: применение ускоренной амортиза­ции, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.

В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ни­же обложения доходов корпораций и физических лиц. В нало­говых поступлениях развитых зарубежных стран налог m при­быль занимает не более 10%.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, ра­бот или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.

По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют на­логи федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение мес­тных налогов в формировании муниципальных бюджетов.

Налогообложение резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством и за исключением особенностей уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых при пересечении границы) практически аналогично налогообложению во внутриреспубликанском обороте.

Взимание таможенных платежей регулируется таможенным и налоговым законодательством.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь к таможенным платежам относятся:

таможенные сборы;

ввозные и вывозные таможенные пошлины;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию.

Плательщиком таможенных платежей, а также процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенной пошлины, акцизов, НДС является декларант.

Объектами обложения таможенными платежами являются:

товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь;

условия совершения в отношении организаций и физических лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налогообложение внешнеэкономических операций основывается на принципах взимания косвенных налогов. Такими принципами при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) являются:

принцип взимания налогов по стране назначения товаров –– освобождение от налога экспортных (вывозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам;

взимание налогов по стране происхождения товаров –– налогообложение экспортируемых (вывозимых) товаров и освобождение от налогообложения импортируемых (ввозимых) товаров.

Принцип взимания налогов по стране назначения товаров широко используется в мировой практике. Республика Беларусь применяет его со всеми странами мира. Налогообложение при реализации экспортируемых товаров в страны, с которыми определен принцип взимания налогов по стране назначения товаров, производится по ставке 0%. Эта ставка действует и при экспорте отдельных видов услуг и работ:

при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке и иных работ (услуг) непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг).

Определяющими элементами таможенного регулирования являются таможенные процедуры и таможенные режимы, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), страна происхождения товара и его таможенная стоимость.

Товары перемещаются через таможенные границы в соответствии с их таможенными процедурами и режимами.

Таможенная процедура – это совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования и помещения под таможенный режим.

Таможенный режим – это совокупность положений, которые определяют для таможенных целей статус товаров, перемещаемых через таможенные границы Республики Беларусь.

Таможенные процедуры и режимы определяют порядок перемещения через таможенные границы в зависимости от их назначения, условий нахождения на или вне таможенной территории, устанавливают условия, в которых могут использоваться товары, а также права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товарам, помещаемым под конкретные процедуры и режимы. В зависимости от таможенных режимов и процедур осуществляется уплата таможенных платежей.

Таможенным кодексом Республики Беларусь определены следующие таможенные процедуры:

таможенного транзита;

временного хранения товаров;

ввоза транспортных средств международной перевозки;

вывоза транспортных средств международной перевозки;

ввоза припасов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: