Тема 15. Феноменологическая социология: альфред шюц

Краткое содержание лекции: Феноменологическая социология как особое направление в социологии; центральная роль Альфреда Шюца в этом направлении.

Феноменология Гуссерля как философско-методологическая основа этого направления: Феноменология как «учение о сознании». — Понятие «феномен». — Замысел Гуссерля и основная задача феноменологии. — [«Кризис европейских наук» и «кризис европейского человечества»]. — Основные идеи и понятия феноменологии: «поток переживаний»; «интенциональность» сознания; «интенциональный объект»; «ноэзис» и «ноэма», cogito и cogitatum; «установка»; «теоретическая установка» и «естественная (наивная) установка»; «феноменологическая редукция», «эпохе»; «мир наивной установки» («жизненный мир»); «альтер-эго»; «интерсубъективность».

Феноменология и социология.

«Социальная феноменология» Альфреда Шюца: Биография А.Шюца, австро-германский и американский периоды в его биографии, основные труды. — Задачи «социальной феноменологии». — Методологические основания социально-научного познания. — Постулат субъективной интерпретации. — Типизации в обыденном и социально-научном знании социального мира: социально-научные понятия как «конструкты второго порядка». — Постулаты релевантности, логической согласованности, адекватности и совместимости. — Основные темы феноменологической социологии. — «Жизненный мир». — «Общий тезис альтер-эго» как свойство обыденного мышления. — «Интерсубъективность». — «Тезис взаимности перспектив»; идеализация «я-могу-это-снова»; идеализация «и так далее». — «Действие», «акт», «проект». — Мотивация действия: мотивы «для-того-чтобы» и «потому-что». — Феноменологическая социология как социология повседневности. — Множественность реальностей; «жизненный мир» как верховная реальность. — Вклад Шюца в социологию знания.

Особое направление в теоретической и эмпирической социологии, сложившееся на базе феноменологии Эдмунда Гуссерля. — Признанным основоположником этого направления считается австрийско-американский философ-феноменолог Альфред Шюц. — Разработка Шюцем основ «социальной феноменологии» началась уже в 30-е годы; однако значимым направлением феноменологическая социология стала только после 2-й мировой войны, в 50-е и особенно 60-е годы. — В позднейшем развитии феноменологической социологии приобрели значимость также другие версии социологически релевантной феноменологии (работы М. Шелера, М. Мерло-Понти и др.). — Однако роль Шюца в этом направлении социологической работы остается центральной.

I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ (1859-1938):

(1) «Феноменология» как «учение о сознании». — Понятие «феномен».

(2) Кризис науки и общества («европейского человечества»). — Суть этого кризиса: рационализация западного мира обернулась тем, что происходящее лишилось для людей внятного жизненного смысла. — Проявления этого многочисленны:

= философия оказалась на грани окончательного впадения в скепсис, иррационализм и мистицизм; в науке утвердился дух относительности, который (в силу колоссального влияния науки на всю социальную и культурную жизнь Запада) все более стал утверждаться в сознании людей в качестве обыденного мировоззрения; кризис идеалов, ценностей; крушение веры в разум; в науках о духе возобладало «сомнительное обращение к идеалу естественнонаучной точности».

Э. Гуссерль: объективистской и позитивистской науке свойственно «равнодушное отстранение от вопросов, действительно решающих для всего человечества. Наука, понятая лишь как эмпирическая наука, формирует лишь сугубо эмпирически-ориентированных людей… Наука… ничего не может сказать нам о наших жизненных нуждах. Она в принципе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека, брошенного на произвол судьбы в наше злосчастное время судьбоносных преобразований, а именно вопросы о смысле или бессмысленности всего человеческого существования».

«Научная, объективная истина состоит исключительно в констатации фактичности мира, как физического, так и духовного. Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности, если науки признают так объективно констатируемое за нечто истинное, если история не научает нас ничему, кроме одного: все произведения духовного мира, все жизненные связи, идеалы, нормы, присущие людям, подобно мимолетным волнам, возникают и исчезают, разум постепенно превращается в неразумие, а благодеяние — в муку, всегда так было и так будет? Можно ли смириться с этим? И можно ли жить в мире, где историческое событие — лишь непрерывная цепь иллюзорных порывов и горьких разочарований?»

(3) Природа и генезис этого кризиса:

Особенности развития западной науки: она отбросила все вопросы, относящиеся к метафизике, а вместе с ними высшие и предельные вопросы о смысле и разуме. — Отбросив метафизику, наука потеряла свой смысловой фундамент и лишила такого смыслового фундамента формируемого ей современного человека. — Описывается этот процесс примерно так:

  • наука, пытаясь выработать средства познания реальных объектов, подменила их идеальными объектами (математизация);
  • она создала идеальную объективность, под которую должны были подводиться реальные жизненные факты, так что «возникло свободное, систематическое, априорное мышление, полностью свободное от всякой связи с чувственно воспринимаемой действительностью»;
  • реальность жизненно переживаемых объектов стала постепенно подменяться миром идеальных сущностей: в качестве истинной реальности стали выступать формулы; человек как он есть, со всеми его духовными запросами, оказался выключен из этой новой рукотворной реальности объективистской науки: то, что создавалось в науке как метод, стало приниматься за истинное бытие;
  • в познании происходила утрата смысла методов, формул, теорий и даже самой способности осознавать этот смысл: «Отсутствовал и до сих пор отсутствует подлинно очевидный самоотчет активно-познающего субъекта не только о том, что он сделал нового, о том, чем он занимается, но и о всех импликациях смысла, скрытых процессами окаменения прежних традиций… [О]н не дает себе отчета в устойчивых предпосылках своих конструкций, понятий, принципов, методов».

(4) Необходимость реформирования знания (наук): возвращение в него «смысла». — Такова основная интенция гуссерлевской феноменологии.

(5) Основные идеи и понятия феноменологии (релевантные теме лекции).

Задача феноменологии: (а) описание феноменов человеческого сознания, т.е. мира, каким он дан человеческому сознанию; (б) описание того, как конструируются эти феномены.

— В качестве отправной точки берется единичное мыслящее эго, переживающее в опыте мир. (Понятия «переживание», «поток переживаний»).

Интенциональность как свойство сознания: сознание всегда на что-то направлено, всегда «сознание-о», неотделимо от схватываемого объекта (интенционального объекта). — Понятия «ноэзис» и «ноэма»; cogito и cogitatum. — Стало быть: сознание всегда включает два взаимосвязанных аспекта: акт сознания (в разных его формах) и то, что осознается (объектный коррелят сознания). — Осознание чего-то есть всегда наделение значением, конструирование значения объекта.

— Направленность на объект предполагает тот или иной тип отношения к объекту; для обозначения различных типов отношения к объекту используется термин «установка». — (Определение): «Под установкой, вообще говоря, понимается привычно устойчивый стиль волевой жизни с заданностью устремлений, интересов, конечных целей… В этом пребывающем стиле как в нормальной форме развертывается любая определенная жизнь».

— Различение «теоретической» и «наивной» («естественной») установок.

Естественная (наивная) установка: это обыденная установка сознания. — Под ней понимается «нормальный» стиль человеческого существования, «установка изначально естественной жизни»; это «первая изначально естественная форма культур». — Это ментальная позиция, которую человек принимает, спонтанно и рутинно выполняя свои повседневные дела; это донаучная установка; она есть независимо от того, становится ли окружающий мир для кого-то предметом специального научного (теоретического) интереса.

Э. Гуссерль: «Естественная жизнь характеризуется… как наивная именно благодаря своей вжитости в мир — в мир, который всегда определенным образом осознан как наличествующий универсальный горизонт, но не тематизирован. Жизнь бодрствующего — это всегда направленность на что-то как на цель или средство, на важное или неважное, на интересное или неинтересное, на приватное или общественное, на предписанное повседневностью или возбуждающее новое. Все это умещается в горизонте мира; нужен, однако, особенный мотив, чтобы все это, схваченное в такой вот жизни мира, в результате перемены установки стало само для себя темой, привлекло к себе устойчивый интерес».

Теоретическая (научная) установка:

Э. Гуссерль: «Теоретическая установка… целиком и полностью непрактична. Она основывается… на волевом эпохе [воздержании] по отношению ко всей естественной, в т.ч. и высокого уровня, практике в рамках своей собственной профессиональной жизни».

— «Редукция» («эпохе»); связь с принципом методического сомнения Декарта. — Гуссерль полагал, что выполнение задач феноменологии требует «вынесения за скобки» (эпохе, редукции) миров теоретической установки с тем, чтобы выйти на мир естественной установки и показать, как миры теоретической установки выстраиваются на его основе. — Следующим шагом должна была стать еще одна редукция: вынесение за скобки мира естественной установки с тем, чтобы показать его конструирование из чистых структур единичного сознания. — В качестве результата этих двух редукций ожидалась реконструкция подлинного «смысла» миров естественной и теоретической установок через связывание их с единичным эго (человеком).

(6) Поздний Гуссерль («Картезианские размышления»): обнаружение невозможности выведения мира естественной установки («жизненного мира», нем. Lebenswelt) из единичного сознания; логическая необходимость постулирования «альтер-эго». — Определение мира естественной установки как «интерсубъективного» и попытка описать интерсубъективное конструирование «жизненного мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: