Таможенный контроль на водном транспорте

Согласно положениям таможенного законодательства РФ товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом.

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов.

Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров.

Технологические схемы таможенного и других видов контроля – это письменные и графические документы, отражающие процедуру таможенно-пограничного оформления всеми службами, взаимодействующими по месту, цели, времени, задачам, рубежам.

Технологические схемы оформления разрабатываются применительно к:

- торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания – по прибытию и убытию (по приходу и отходу);

- рыболовным и рыбопромысловым – без захода в порт (электронное оформление в море, возможен досмотр в море);

- обработки, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров;

- контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров.

В портах организацией и планированием работы таможенной службы занимаются начальники таможен (постов), находящихся в этих портах.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением иностранных военных кораблей и военной техники, следующей своим ходом (ст. 386 ч.4 ТК РФ). В целях ускорения обработки судов пограничный, таможенный и некоторые другие виды контроля совмещаются. Для оформления и контроля формируются смешанные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Процедуры работы таких комиссий по оформлению пассажирских и торговых судов имеют свои особенности.

Пассажирские суда, работающие на регулярных международных линиях, прибывают в порт и убывают из порта согласно международному расписанию. Суда, совершающие чартерные рейсы с туристами на борту, следуют по планам, согласованным с турагентствами. О маршруте движения, времени прибытия, длительности стоянки судов таможенные и иные компетентные пограничные органы информируются властями порта заблаговременно на основании календарных планов оформления судов загранплавания на “приход” и на “отход”.

Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается капитаном российского судна – диспетчеру порта назначения, капитану порта – не позднее чем за 48 часов (для наливных судов – за 36 часов). Вторичная информация передается для всех судов не позднее чем за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов – не позднее чем за 1 час (за 2часа для речных портов) после выхода из предыдущего порта.

Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов.

Иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды), открытые для захода таких судов. Законом РФ “О государственной границе РФ” определен порядок захода и пребывания иностранных невоенных судов и военных кораблей в портах и на рейдах РФ.

Ввозить грузы на территорию порта разрешается только на основании погрузочного ордера или накладной. Непринятые грузы вывозятся из порта по документам их ввоза, но с отметкой должностных лиц о причине возврата грузов.

Таможенное оформление пассажирских судов осуществляется, как правило, у пассажирских причалов морского пассажирского вокзала. При приходе пассажирских судов большой грузо- и пассажировмести-мости в портах, где глубина причалов недостаточна для подхода этих судов к причалу, их таможенное оформление может производиться на внутреннем и внешних рейдах.

Суда загранплавания небольшой грузо- и пассажировместимости, следующие по международному расписанию, оформляются в таможенном отношении “с закрытой границей”; также оформляются и суда с пассажирами-круизниками на борту, совершающими заход в порт при следовании по маршруту круиза. В период их пребывания они находятся под наблюдением пограничных и таможенных нарядов. Досмотр таких судов, как правило, не производится.

Пассажирские суда большой пассажировместимости, прибы-вающие после многомесячного плавания на международных морских пассажирских линиях, проходят таможенное оформление с “открытой границей”, т.е. после таможенного оформления их пассажиров, судокоманд, суда подвергаются обязательному таможенно-пограничному досмотру комплексными нарядами из сотрудников таможни, пограничников и членов судокоманды. По окончании досмотра погранично-таможенное наблюдение с этих судов снимается.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

- проверки судовых документов;

- проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

- досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

- досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

- досмотра судового имущества и припасов.

Таможенное оформление и таможенный контроль судов загранплавания на “приход” и “отход” осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации – порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта.

При контроле наливных судов в состав комиссии включаются представители пожарной охраны. При контроле пассажирских судов вместе с комиссией на судно могут заходить сотрудники турагентств.

Обязанность доставления комиссии на борт судна возлагается на администрацию порта.

Первым на борт судна, прибывшего из-за границы, поднимается санитарный врач, затем по его разрешению входят другие члены комиссии. Члены комиссии, выполнившие свои обязанности, покидают судно, не дожидаясь окончания работы всего состава комиссии.

Перемену места стоянки судна, власти порта производят с ведома таможенных учреждений и КПП погранвойск.

Суда загранплавания, прибывшие в порт для выгрузки или приема груза и по другим причинам, находятся под таможенно-пограничным контролем в течение всего времени стоянки судна в порту.

Пассажирские суда оформляются вне очереди.

На каждое иностранное судно, посетившее порт, в таможне заводится пароходное дело. Эти дела учитываются в отдельном журнале и хранятся в таможне.

Иностранные и российские суда загранплавания в период стоянки в порту и перед отходом из порта могут по решению начальника таможни досматриваться на предмет обнаружения нарушителей границы, выявления фактов контрабанды и иных правонарушений, обнаружения предметов, запрещенных к вывозу.

Перечень документов, которые администрация судов загранплава-ния обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен Международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересече-нии границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств-участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО.

Таможенный досмотр вещей пассажиров и членов судокоманды производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, - в специально оборудованных досмотровых залах (в комплексе пассажирского морвокзала) или в досмотровых комнатах на проходных порта.

На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечений и отражает другую служебную информацию.

По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.

Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж. Процедура таможенного оформления и таможенного контроля судна загранплавания на “отход” во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на “приход”.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств, находящихся в пределах территориального моря, внутренних вод и на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, согласно порядку установленного Постановлением Правительства Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: