Тема 13. Гностицизм

Заключение

Аристотеля можно назвать «крестным отцом» физической науки, это видно уже из названия его книги, посвященной исследованию природы («Физика»).

Наука о природе должна исследовать «первые причины» природы, ее «первые начала» и «элементы». Говоря современным языком, физика должна изучать основные закономерности (первые причины) и принципы («первые начала») природы и ее «элементы» («элементарные частицы») Таким образом, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и представлениях об основных элементах (частицах и полях в современной физике).

История науки подтверждает правильность высказывания Аристотеля о пути познания природы: от более известного и явного для нас к более явному и известному с точки зрения природы вещей.

Что касается метода его познания, то Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, следующих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики и логики, был в большом ходу у древних мыслителей, родоначальником которого был Сократ.

Аристотель как философ во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он первый стал писать как профессор; его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он - профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. Его работы отличаются критическим характером, тщательностью, прозаичностью.

Резюмируя, следует отметить, что мы, рассмотрев взгляды Аристотеля не только на физику, но и на другие науки, пришли к следующим выводам.

Аристотелем было тщательно разработано учение о классификации наук, изложенное им в «Метафизике», «Топике», «Никомаховой этике». Подразделяя философскую систему или основную науку, которой он именовал первой философией, на три части, Аристотель видел в каждой из них определенный раздел всей науки.

Наивысшее положение он отводил наукам теоретическим, единственным предметом которых является знание начал и причин (от Бога).

Теоретические науки, составляющие первую часть системы Аристотеля, состоят из аналитики, физики, математики и метафизики и имеют своим объектом бытие (в Боге), изучаемое каждой наукой.

Вторая часть – практические науки – охватывает собой этику, экономику и политику. Теоретические науки, по Аристотелю, обуславливают правильное руководство деятельностью людей. В свою очередь, их практическая деятельность определяет условия производства или творчества.

Творческие или изобразительные науки (изобретения) и составляют третью часть, которая содержит в себе поэтику, риторику и искусство.

Аристотель полагал, что искусство для досуга, гораздо выше, чем искусство для получения выгоды.


Слово «гностицизм» происходит от греческого слова «гносис» - «познание». Что такое гностицизм? Может быть, это определенное конкретно-историческое явление, феномен истории религии в эпоху античности? Те тексты и учения, которые мы называем гностическими, впервые получили это название от современников. «Гностицизм» так же употребляется в качестве собирательного заглавия для многообразных сектантских учений, появившиеся рядом с христианством в первые века его существования. Впрочем, довольно часто к слову «гностицизм» прибавляли «так называемый» или «лжеименной», как например, в текстах Отцов Церкви, не признававших мудрость гностиков истинным «гносисом».

Но с другой стороны, мы видим чисто гностические учения и в иные эпохи и в совершенно других условиях. Гностицизм не только типологически, но и в смысле прямых терминологических и сюжетных заимствований, вдруг воскресает в русской религиозной философии второй половины 19 – начала 20 веков.

Определение гностицизма как совокупности многообразных религиозно-мистических и философско-религиозных движений, характерных для Ближнего Востока и Средиземноморья I-III вв. н.э., возникшее на пересечении влияний иудаизма, зороастризма, эллинизма и нарождающегося христианства, еще никак не говорит о его сути. Очевидно, что за гностическими концепциями стояла определенная установка сознания, которая причудливо преломлялась в создавшейся идеологической ситуации в первые века по Рождеству Христову.

Если рассмотреть наиболее общие моменты учений той эпохи, то можно отметить, во-первых, наличие убеждения существования внутреннего абсолютного начала, незримо присутствующего в человеке – «внутреннее Я», располагающееся в сердце человека, благодаря чуду откровения. Во-вторых, тождество человека («искры», «печати») с Подлинным Богом, столь же трансцендентным по отношению к миру, как и внутреннее начало человека. Наш мир – это чувственный Космос, но его созданию предшествовало возникновение т.н. «Плеромы», Полноты бытия – особого подлинного мира, являющегося самопознанием трансцендентного божества. Плерома обычно «составлена» из индивидуальных существ – «эонов», которые олицетворяют собой имена Бога. Имя Бога превосходит любое имя, поэтому существа-эоны ниже своего Отца, но в то же время, как его Имена, составляют абсолютное самосознание Божества (истинный гносис) и высшую бытийную реальность.

Гнозис не удовлетворяется привычным делением на душу и тело. Оппозиция душа - тело указывает не только на их противоречие, но и на их взаимозависимость. «Внутренний Бог» должен быть чем-то третьим, внешним. Самое известное имя «третьего» - пневма (Валентин), восходит к традициям стоицизма. В сочинениях более близких эллинским и христианским традициям, может появляться понятие «внутренний человек». Но самое всеохватывающее и точное гностическое слово – «искра», световая частица, то тлеющая в человеке, то обращающая его самого в свет. Власть ее абсолютна.

Самовольство низших эонов (чинов, ангелов и т.д.) оборачивается появлением чувственно-телесного Космоса, отчуждением, «сном-забвением» и появлением Зла. В вопросе о происхождении Зла гностики не придерживались концепции дуального существования Благого и Злого Абсолютов, для них характерен монодуализм т.е. представление о том, что второе (низшее), порожденное Первым (Высшим) обладает самобытностью, собственной волей и ответственностью, и потому способно отпасть от Родителя. Следует учесть, что оппозиция Второго по отношению к своему Отцу, не умаляет совершенства последнего, делая его наоборот более полным.

Отпадение, согласно гностическим представлениям, вызвано неполнотой знания, которым не исчерпывается причина отпадения, поскольку здесь же имеет место стремление к самоутверждению и охвату всего сущего своим властным могуществом. Согрешивший эон удаляется от Плеромы, это место в гностицизме трактуется как хаотичная материя. Материя, оформленная отпавшим порождением Отца, становится чувственным Космосом, т.е. бытием, где все разделено условиями пространства и времени, где нет симфонической (соборной) целостности Плеромы, где все отношения имеют внешний, отчужденный характер. Т.о. эон выступает Творцом – Демиургом.

Стремление высших небесных сфер победить Зло, приводит к появлению Небесного человека, по образу и подобию которого создают телесного человека, при соединении которых появился человеческий род. Противоборствующие стороны рассматривали его, как средство борьбы с противником. У большинства людей телесно-эмпирическое превалирует над «небесным». Т.к. все существование низшего мира наполнено благодатной деятельностью Плеромы, то несовершенство человеческого рода можно исправить, путем инициации (посвящения) через Откровение.

Носителями Откровения, каждый из которых считается всего лишь ипостасью Полноты, тождества с Абсолютом, у гностиков являются:

-персонажи иудейской, иранской, эллинской, египетской традиций;

- основатели многочисленных гностических сект;

- вполне исторические лица, типа Христа, его семьи, апостолов;

- онтологизированные составляющие человека - «Ум», «Дух» и пр.

Эсхатологический настрой гностиков несомненен. Условие спасения – смерть. Для ряда гностических сект крестная мука Христа, оборачивающаяся полной победой над смертью, воспринималась как аналог или образец, по которому произойдет скорая метаморфоза мира. Т.о. изменения, происходящие в одном, приравнивались к изменениям во Всем. Большинство гностических вероучителей полагали, что «это место скоро исчезнет», т.е. мир должен быть разрушен.

Каковы наиболее характерные черты гностического учения?

1) Установка на принципиальный эзотеризм. Все люди делятся гностиками на «телесных», «душевных» и «духовных», но только «духовным» доступны тайны гносиса – высшего и подлинного мистического знания.

2) Весь материальный видимый мир – зло, темница духа, порабощенного материей. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гносису).

3) Чувственный мир – результат трагической ошибки. Гордыня или ошибка одного из особых сущностей -эонов (обычно Софии), приводит к отпадению от божественной полноты – Плеромы и к началу космогенеза, т.е. созданию множества несовершенных миров (365). Низший из них – наш материальный мир.

4) Мифологизм языка описания – гностики предпочитали не конкретную терминологию, а образные, мифопоэтические описания. В этом случае абстрактные сущности, например эоны, персонифицируются, превращаясь в божественные существа-личности. Подобная метафоризация не требует буквального понимания, т.к. неописываемость мистического опыта, предполагает фигуральность изображений.

5) Представление о спасении как полном избавлении от материальности и уходе из чувственного космоса. Плерома стремиться восстановить свою целостность, что приводит к появлению нового эона Иисуса или иногда двух – Иисуса и Христа, который сходит в материальный мир, обучая избранных носителей духа истинному гносису. После того, как все частицы покинут мир и вернутся в Плерому, материя вновь окажется в состоянии аморфного хаоса и прекратит свое существование. Телесность Христа обычно считалась гностиками призрачной, а в апокрифах часто истинными учениками Христа оказывались женщины (Мария Магдалина).

6) Спасение достигается через практику строжайшего аскетизма, преодоление всех привязанностей и влечений, достижения бесстрастия. Гностики занимались практикой заклинаний, возможно, аналог индийских мантр, участвовали в мистериальных ритуалах, были склонны к смешению эллинистических и христианских образов.

7) Ведущее настроение гностицизма – чувство экзистенциальной заброшенности человека, его затерянности в злом и чужом материальном мире, отгороженном сотнями небес от истинной родины человека, того духовного пространства, где пребывает Плерома Отца Нерожденного. Этот экзистенциональный пессимизм преодолевает сам себя в вере в окончательное освобождение и возвращение в плерому божественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: