Тема 12. Учение Аристотеля о материи и форме

Для Аристотеля не существует отдельного мира идей (эйдосов, форм) вне конкретных вещей. Идея (форма) вещи в онтологическом плане неразрывна с самой вещью. Это единство более подробно раскрывается Аристотелем при сопоставлении материи (субстрата) и формы (сути, сущности) вещи. Так, например, субстратом, материей горшка является глина, материей статуи – медь или мрамор. Эти понятия (материя и форма) относительны, поэтому возникает иерархия и чередование понятий материи и формы.

Материя у Аристотеля – не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа, как это имело место у первых философов, но неподвижная, пассивная, неоформленная масса, требующая отличного от нее источника движения. (Пуруша). Форма обретает статус действительности. Материя сама по себе есть лишь потенциальная возможность вещи, а форма придает внешний облик, структурирует, упорядочивает, “оформляет” ее. Энтелехия – это цель, конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность.

Материя и форма - начала (причины) всех вещей. Ядро философии Аристотеля и составляет учение об этих причинах. Эти причины следующие: материальная (из чего все?); формальная (сущность; что это есть?); движущая причина (откуда начало движения?); и целевая причина (ради чего?). По сути, после ряда рассуждений Аристотель приходит к выводу, что можно говорить о двух причинах – материальной и формальной, т.к. движущая и целевая причина могут быть сведены к формальной. Таким образом, остаются только материя и форма. Материя в представлении Аристотеля вечна и переходит из одного состояния в другое под воздействием формы, которая является движущим или действующим началом.

Значение учения о возможности. Во-первых, если теперь нечто и возникает, то возникает оно как осуществление возможности, а не из ничего. Во-вторых, начинает формироваться представление об источнике движения, находящемся в самом этом мире, а не вне его, т.е. источник движения, движение – это лишь особый аспект мира. Таким образом, остается только допустить наличие вечного движения, вечной причинности, вечного двигателя, он же перводвигатель - Бог.

Перводвигатель Аристотеля неподвижен и бестелесен т.к. всякая телесность, материальность – это всегда возможность перехода в иное. Следовательно, перводвигатель, Бог - это форма и только форма. Наивысшая же бестелесная действительность – это Ум. Бог есть чистый ум, созерцающий самое себя. Форма форм - Бог есть цель мира и движущая причина. Он есть высшая форма, чистая форма, чистая действительность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: