Тема 6. Количественная характеристика товаров
1. Понятия: единичный экземпляр, товарная партия. Контроль качества и количества товарных партий.
2. Идентификация и прослеживаемость товаров.
При определении количественной характеристики товаров следует различать единичные экземпляры товаров и их совокупность – товарные партии, комплексные упаковывачные единицы и комплекты товаров.
Единичные экземпляры – ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. В качестве единичных экземпляров товара могут выступать промышленные изделия (автомобиль, пара обуви и т.п.) или биологические объекты (рыба, яблоко и т.п.), а также упаковочные единицы, товарная масса, в которых характеризуется монолитностью и целостностью (банка с краской, бутылка молока и т.п.).
К единичным экземплярам товаров не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (пачка печенья, ящик гвоздей и т.п.), т.к. они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
Комплексная упаковывачная единица – ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Такая единица отличается от товарной партии лишь меньшими размерами и чаще всего служит объектом мелкооптовой торговли, хотя в определенных ситуациях и в розничной торговле реализуется товар в виде комплексных упаковывачных единиц для личного потребления (например, ящик краски).
Товарная партия – __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научно обоснованные подходы к выбору признаков, определяющих принадлежность к товарной партии, отсутствуют, поэтому наиболее часто в качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки продукции для промышленных изделий; отправку одним или несколькими транспортными средствами; наличие одного товарно-сопроводительного документа.
Наиболее распространено определение партии, как продукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве.
Все товары – единичные экземпляры и товарные партии – имеют общие и специфические количественные (или размерные) характеристики.
К общим количественным характеристикам товара относятся следующие основные физические величины: масса, длина, температура, а также производные от них величины – объем, теплопроводность, теплоемкость.
Специфичные количественные характеристики присущи либо товарным партиям, либо единичным экземплярам товаров.
Среди наиболее распространенных количественных характеристик товарных партий можно назвать: объемную (насыпную) массу, угол наклона насыпи товаров и т.д.
Единичным экземплярам товаров присущи такие специфические характеристики, как пористость, пластичность, вязкость, твердость, механическая устойчивость и др.
Особенностью количественных характеристик товаров, прежде всего для единичных товаров, является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик. Так, масса или объем единичных экземпляров товаров регламентируются в стандартах как один из показателей качества.
Рассмотрим только общие для всех потребительских товаров физические свойства, характеризуемые количественными показателями. В зависимости от природы их можно разделить на следующие группы:
· размерно-массовые характеристики (свойства);
· структурно-механические свойства;
· теплофизические свойства;
· электрические свойства;
· оптические свойства.