Лекция 17. Тема. Учет реализации продукции, работ и услуг

Тема. Учет реализации продукции, работ и услуг.

Реализация представляет собой 3-х стороннюю стадию кругооборота средств предприятия.

Задача учета реализации заключается в том, чтобы обеспечить контроль за выполнением договоров об отгрузке и продаже готовой продукции, а также за получением прибыли от реализации.

Готовая продукция – это конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты полностью законченной обработки на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и технических условий, принятые отделом технического контроля и сданные на склад.

Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и поэтому согласно положения о бухгалтерском учете и отчетности должна отражаться в балансе по фактической себестоимости.

Учет готовой продукции ведется на синтетическом счете 43 – «Готовая продукция». Счет – основной, активный, инвентарный.

Сальдо может быть только дебетовое и показывает остаток готовой продукции на складе предприятия. Оборот по дебету означает поступление (сдача) готовой продукции на склад из основного производства, оборот по кредиту – ее отгрузку и реализацию.

Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется первичными документами (приемо-сдаточная докладная).

Учет отгруженной, отпущенной, но не оплаченной продукции ведется на счете 45 – «Товары отгруженные». Это активный счет, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции и товаров отгруженных, но не оплаченных на начало отчетного периода покупателями, а также транспортные расходы, включаемые в платежные документы для оплаты покупателями + НДС (налог на добавленную стоимость).

Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции называется процессом р е а л и з а ц и и.

Его планирование начинается с обеспечения предприятия заказами, на их основе составляется план по номенклатуре, который и положен в основу организации производственного процесса.

Заказы согласовываются, как с заказчиками продукции, так и с поставщиками материалов, затем заключаются договоры с покупателями, в которых указываются: ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.

Моментом реализации - считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателей или дата отгрузки продукции и предъявления в банк платежных документов.

В обоих случаях реализованная продукция, работы или услуги учитываются на сч.90 «Продажи».

Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж»,

90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно составлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4 и кредитового оборота по субсчету 90/1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль или убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки», то есть Синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании каждого месяца вы должны определить финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж.

Финансо вый результат

=
Это делается так:

-
Сумма выручки от продаж (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 90/1)

Себестоимость продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4, 90/5, 90/6)

Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж положительная, ваша организация в отчетном месяце получила прибыль. Эту сумму должны отразить заключительными оборотами месяца:

Д 90/9 К 99 – отражена прибыль от продаж.

Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж отрицательная, ваша организация в отчетном месяце получила убыток. Эту сумму должны отразить заключительными оборотами месяца:

Д 99 К 90/9 – отражен убыток от продаж.

Счет 90 на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 в течении года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года.

При этом субсчет 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 и 90/6 – только дебетовое сальдо. Субсчет 90/9 может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое (убыток).

Пример:

ЗАО «Олимп» в январе 2003 года продано товаров на общую сумму 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 70 000 руб.

Бухгалтер «Олимпа» должен сделать следующие проводки:

Д 62 К 90/1 – 120 000 руб. – выручка от продажи товаров.

Д 90/2 К 41 – 70 000 руб. – себестоимость проданных товаров.

Д 90/3 К 68 – 20 000 руб. – начислен НДС.

Д 51 К 62 – 120 000 руб. – поступили деньги от покупателей в оплату товаров.

Заключительной записью января будет проводка:

Д 90/9 К 99 – 30 000 руб. – прибыль отчетного месяца.

(120 000 – 70 000 – 20 000)

  120 000
70 000 20 000 30 000  
120 000 120 000

Таким образом, по состоянию на 1 января 2003 г. у ЗАО «Олимп» будут следующие остатки по субсчетам сч.90 «Продажи».

Кредитовое сальдо по субсчету 90/1 – 120 000 руб.

Дебетовое сальдо по субсчету 90/2 – 70 000 руб.

Дебетовое сальдо по субсчету 90/3 – 20 000 руб.

Дебетовое сальдо по субсчету 90/9 – 30 000 руб.

Сальдо по сч.90 «Продажи» по состоянию на 1 февраля 2003 г. равно нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: