Природа современного рынка

Для понимания природы современного рынка необходимо отказаться от бытового понимания рынка. В обыденном сознании рынок это место для совершения торговых сделок. Любой базар в таком случае – рынок.

Как указывал Курно, «экономисты подразумевают под термином "рынок" не рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий район, где сношения между покупателями и продавцами столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».

Джевонс в свою очередь заметил: «Большой город может иметь столько рынков, сколько в нем существует важных отраслей хозяйства».

А. Маршалл в результате приходит к пониманию современного рынка как рынка одного товара, на котором нет обмена товарами. Совершенство такого рынка определяется силой тенденции к тому, чтобы во всех пунктах рынка в один и тот же момент платили за один и тот же товар одинаковую цену.

Свойства товара определяют широту рынка. Самыми широкими (мировыми) рынками являются рынки легко транспортируемых и хранимых товаров, имеющих низкие общественные издержки обращения. Это, прежде всего рынки ценных бумаг и драгоценных металлов, рынки полезных ископаемых, сырья, металлов и т.п.

Менее широкие рынки – региональные, а самые узкие – местные рынки товаров, имеющих большие транспортные издержки или быстро портящихся.

Совершенство рынка определяется скоростью установления единой цены при изменении условий производства или потребления товара.

Поскольку на рынке не происходит обмен товарами, возникает вопрос о мотивах участников рынка и его сущности. Они обусловлены наличием единой цены для любой партии товаров независимо от индивидуальных затрат на производство товара.

wi = W(N)/N = ITRi/TPi

При наличии на рынке единой цены поставщик товара с минимальными индивидуальными затратами будет иметь преимущество по сравнению с менее эффективными производителями.

w1 w2 wp w3

Таким образом рынок распределяет затраты на производство товара, стимулируя рост производительности труда и эффективность производства.

Поскольку при товарном производстве любой продукт производства превращается в товар, каждая отрасль производства имеет свой рынок. В экономике складывается система рынков различных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: