Формы товарной информации

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную, цифровую, изобразительную, символическую, штриховую. Для каждой из указанных форм характерны как преимущества, так и недостатки.

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на украинском языке для Украины).

К недостаткам словесной информации относится громоздкость: для её размещения требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для восприятия такой информации (чтения, осмысливания) необходимо время, причём при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на её осмысливание.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса, нетто, объем, длина, дата и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, чёткость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требует расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений, непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или иных изображений.

К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограничены, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ – характеристика отлтчительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.п.

Штриховая информация используется с помощью штрих-кода.

Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учёта информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штрих-код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Отсутствие штрих-кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, т.к. торговые фирмы с технологией, ориентированной на автоматизированное товародвижение, не принимают его на реализацию. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

Штрих-код является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной марки и её разновидностям – торговым артикулам. В отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

§ автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

§ автоматизированные учёт и контроль товарных запасов;

§ оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения при штрих-коде увеличивается на 30%, а в некоторых случаях – до 80%);

§ повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

§ информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Принцип штрихового кодирования – кодирование цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос разной толщины (штрихов и промежутков), «считывания» с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

Необходимость внедрения штрих-кода возникла в связи с резким увеличением общей широты ассортимента товаров, достигающей 50-80 тысяч торговых артикулов или наименований, а также с развитием информационных технологий, активным внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счёт автоматизации учёта поступления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причём при выполнении этих операций возможны ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: