Основные вопросы
- Объективные причины возникновения рынка.
- Сущность рыночной организации хозяйства.
- Экономическая конкуренция.
- Сравнительная характеристика вариантов рыночной структуры.
Основные понятия
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда и специализация;
- экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства;
- свободный обмен ресурсами.
Рынок - система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (образовании цены).
Рынок - результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Информационная функция рынка - через постоянно меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг.
|
|
Посредническая функция рынка - экономически обособленные производители должны найти друг друга и произвести обмен результатами деятельности. Без рынка невозможно определить взаимовыгодность той или иной экономической связи.
Ценообразующая функция рынка - рынок устанавливает общественно необходимые затраты, соответствующие условиям предоставления основной массы услуг (несмотря на затраты разного количества ресурсов конкретным производителем).
Регулирующая функция рынка - в условиях рынка имеет место конкуренция, которая стимулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, поощряет технический прогресс и повышает качество услуг.
Субъекты рыночных отношений:
- Домашнее хозяйство - собственники и поставщики факторов производства в рыночной экономике, полученные от продажи услуг труда, капитала доходы расходуются для удовлетворения личных потребностей.
- Бизнес - деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли), поставщик товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
- Правительство - некоммерческие организации, реализующие функции государственного регулирования экономики.
Объекты рынка:
- товары и услуги, в т.ч. факторы производства (труд, земля, средства производства);
- деньги, в т.ч. ценные бумаги, субсидии и т.п.
Инфраструктура рынка - совокупность государственных и коммерческих организаций, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Три основных элемента (составных частей) рынка:
|
|
- рынок товаров и услуг (товарный рынок) - товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, посреднические фирмы;
- рынок труда - биржи труда, службы занятости;
- рынок капитала (финансовый рынок) - фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании.
Структура рынка - внутренне строение отдельных элементов рынка. Рыночная структура - условия, в которых протекает взаимодействие субъектов рынка (рыночная конкуренция) и ряд других процессов.
Экономическая конкуренция - соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют два основных типа (модели рынка): совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего, на цены.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Положительные стороны рынка:
- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
- совершенствование производства и общества, развитие технологий;
- независимость производителей и потребителей в принятий решений (экономическая свобода);
- способность удовлетворять разнообразные потребности.
Негативные стороны рынка:
- отсутствуют гарантии на доход и труд, более того - воспроизводство неравенства;
- отсутствуют стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления (здравоохранение, образование);
- акцент на удовлетворение запросов лиц, имеющих деньги, отсутствует ориентация на производство социально-необходимых товаров.