Рыночная экономика. - Объективные причины возникновения рынка

Основные вопросы

- Объективные причины возникновения рынка.

- Сущность рыночной организации хозяйства.

- Экономическая конкуренция.

- Сравнительная характеристика вариантов рыночной структуры.

Основные понятия

Условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда и специализация;

- экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства;

- свободный обмен ресурсами.

Рынок - система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (образовании цены).

Рынок - результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Информационная функция рынка - через постоянно меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг.

Посредническая функция рынка - экономически обособленные производители должны найти друг друга и произвести обмен результатами деятельности. Без рынка невозможно определить взаимовыгодность той или иной экономической связи.

Ценообразующая функция рынка - рынок устанавливает общественно необходимые затраты, соответствующие условиям предоставления основной массы услуг (несмотря на затраты разного количества ресурсов конкретным производителем).

Регулирующая функция рынка - в условиях рынка имеет место конкуренция, которая стимулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, поощряет технический прогресс и повышает качество услуг.

Субъекты рыночных отношений:

- Домашнее хозяйство - собственники и поставщики факторов производства в рыночной экономике, полученные от продажи услуг труда, капитала доходы расходуются для удовлетворения личных потребностей.

- Бизнес - деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли), поставщик товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

- Правительство - некоммерческие организации, реализующие функции государственного регулирования экономики.

Объекты рынка:

- товары и услуги, в т.ч. факторы производства (труд, земля, средства производства);

- деньги, в т.ч. ценные бумаги, субсидии и т.п.

Инфраструктура рынка - совокупность государственных и коммерческих организаций, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Три основных элемента (составных частей) рынка:

- рынок товаров и услуг (товарный рынок) - товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, посреднические фирмы;

- рынок труда - биржи труда, службы занятости;

- рынок капитала (финансовый рынок) - фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании.

Структура рынка - внутренне строение отдельных элементов рынка. Рыночная структура - условия, в которых протекает взаимодействие субъектов рынка (рыночная конкуренция) и ряд других процессов.

Экономическая конкуренция - соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют два основных типа (модели рынка): совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего, на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Положительные стороны рынка:

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

- совершенствование производства и общества, развитие технологий;

- независимость производителей и потребителей в принятий решений (экономическая свобода);

- способность удовлетворять разнообразные потребности.

Негативные стороны рынка:

- отсутствуют гарантии на доход и труд, более того - воспроизводство неравенства;

- отсутствуют стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления (здравоохранение, образование);

- акцент на удовлетворение запросов лиц, имеющих деньги, отсутствует ориентация на производство социально-необходимых товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: