Полезность, спрос и предложение, цена

Основные вопросы

1. Полезность и ценность блага.

2. Спрос, закон спроса, детерминанты спроса.

3. Предложение, закон предложения, детерминанты предложения.

4. Рыночный механизм формирования цены.

Основные понятия

Полезность - удовлетворение, которое конкретное благо приносит конкретному потребителю. Различают два вида полезности - абстрактную (способность удовлетворять какую-либо потребность) и конкретную (субъективная оценка полезности данного экземпляра этого блага).

Теория предельной полезности - ценность блага определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Ценность (стоимость) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления.

Стоимость - субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями.

Спрос - это количество товаров и услуг, которое желают и могут приобрести потребители за некоторый период по определенной цене. Закон спроса - при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены (по мере роста цен спрос на услуги падает, а по мере их снижения растет).

Детерминанты спроса (факторы, смещающие кривую спроса):

1) Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможностей приобретать товары).

2) Изменения численности и структуры населения (например, постарение населения, рост числа пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание).

3) Изменение вкусов потребителей (мода приводит к большому спросу на некоторые виды товаров на небольшой срок).

4) "Форсирование спроса" на товары и услуги

Предложение - это количество товаров и услуг, которое производители могут реализовать в определенный период времени населению. Закон предложения - предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цен (по мере роста цен производители предлагают потребителям большее количество услуг, а по мере их падения - меньшее).

Детерминанты предложения - факторы, вызывающие изменения кривой предложения.

Цена как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, то есть потребителя и производителя. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую потребители согласны получать услуги. Выше нее рыночная цена подняться не может - у потребителей больше нет денег для оплаты услуги. Цена предложения - предельно минимальная цена, по которой производители еще готовы оказывать услуги. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения должна окупать затраты на производство и приносить прибыль, тогда интересы производителей и потребителей пересекаются. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Только в этой точке цена равновесная, одновременно устраивает и производителя, и потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: