Основные вопросы
1. Сущности управления, субъект и объект управления
2. Управленческая деятельность
3. Менеджмент, понятие и история развития.
4. Принципы и функции управления.
5. Методы и стили управления.
Основные понятия
Управление - осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды.
Объект управления - элементы, на которые направлена деятельность, основное требование: определенность объекта во времени и пространстве.
Субъект управления - направитель управленческой деятельности, требования: организационное и юридическое оформление в виде должности или группы должностей.
Управленческая деятельность - специфическая разновидность труда, предметом и результатом которого является информация ("сырая" сначала и в форме управленческого решения затем), средствами труда - то, что способствует операциям с информацией (телефоны, компьютеры и т.д.).
Субъект управленческой деятельности - физическое лицо (человек), реализующий управленческие отношения - руководитель разного ранга.
Менеджмент - это:
- хозяйственное управление в условиях рынка (свободы принятия решений);
- область научных знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования ресурсов;
- совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;
- процесс управления отдельным работником, рабочей группой, организацией в целом.
Принципы управления - правила и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления:
- научность в сочетании с элементами искусства;
- целенаправленность;
- функциональная специализация в сочетании с универсальностью;
- последовательность и непрерывность управления;
- оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;
- единство прав и ответственности в каждом звене;
- состязательность участников управления.
Функции управления:
- Планирование.
- Организация.
- Координация и регулирование.
- Стимулирование и мотивация.
- Контроль.
Подходы к управлению:
Системный подход - представляет окружающий мир бесчисленным множеством динамических систем.
Ситуационный подход - предполагает, что внутреннее построение систем является ответом на воздействие внешней среды.
Методы управления - совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процессе их трудовой деятельности:
- Административные.
- Экономические.
- Социально-психологические.
Стиль управления - система сложившихся отношений между руководителем и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений:
- Авторитарный.
- Демократический.
- Либеральный.






